Статья о том, как ездить по тротуару и гармонично вписываться в городскую среду.
Если жизнь заставила вас выехать на велосипеде на тротуар, сделайте так, чтоб ваше присутствие там не вызывало страх и ненависть у окружающих.
Первое, что нужно запомнить: тротуар — это общественное пространство. Пространство не становится общественным от того, что его выложили гранитной плиткой и установили там арки, увитые зеленью. Таким его делает там сам факт присутствия людей. И их общение. Это не значит, что люди должны болтать без умолку, водить хороводы и дружить всеми мыслимыми способами. Спросить у прохожего зажигалку или дорогу в булочную — уже общение. Перебранки тоже идут в зачёт, если уж на то пошло. Общение также может быть невербальным, с помощью взглядов и жестов. Человеческое лицо — важнейший источник информации. По нему мы легко определяем, кто пред нами — милая бабушка, которой стоит помочь донести сумку до подъезда, или чокнутая старая ведьма, от которой лучше держаться подальше. Если вы хотите ехать по тротуару на велосипеде, не порождая конфликты, то должны стать полноценным участником уличной жизни.
Скорость
Люди на тротуаре не общаются с людьми в проезжающих мимо машинах — разница в скорости не позволяет. Пешеходы тоже передвигаются кто-то быстрее, кто-то медленней, но эта разница не так велика, чтоб стать препятствием для коммуникации. Чтобы сойти среди пешеходов за своего, лучше ехать не больше 10-15 км/ч. Правильную скорость вычислить просто: пока вы различаете лица окружающих людей и при необходимости можете перекинуться с ними парой слов, всё порядке. Если лица начинают сливаться в общую неразличимую массу, пора притормозить.
Велосипед
Это не вопрос красоты — всё дело в положении тела. Если вы едете носом в землю, попой вверх, то окружающие не видят ваше лицо, и вы выпадаете из тротуарной жизни. В этом смысле изящный синглспид может быть так же плох, как и мощный двухподвес. Классический городской велосипед с прямой посадкой — гораздо лучше. Хотя размер велосипеда тоже имеет значение: пространство в мегаполисе — дефицитный ресурс. Практика показывает, что реже всего конфликты с пешеходами происходят у велосипедистов на компактных и забавных с виду моделях типа Strida, Nanoo и т.п.
Лучше выглядеть забавно, чем опасно. Фото: jeremyhuges/Flickr.
Одежда
Граница между обычной и спортивной одеждой сейчас очень зыбкая — все ходят в кроссовках. Чтобы слиться с толпой, не обязательно надевать пенсне и ездить на велосипеде в костюме-тройке. Однако обегающее велосипедное трико, придуманное для динамичной спортивной езды, по-прежнему выглядят на тротуаре чуждо. Да и какой смысл одеваться как профессиональный гонщик, если вы всё равно едете со скоростью 10-15 км/ч? Если вы настаиваете на спецодежде, обратите внимаете на коллекции, разработанные для городских велосипедистов, например, у Levi’s и Vulpin. Внешне это самые обычные джинсы, куртки и рубашки, но при этом они обладают повышенной эластичностью, не дают телу вспотеть и хорошо отталкивают воду и грязь.
В обычной одежде проще сойти за своего. Фото: Martti Tulenheimo/Flickr.
Экипировка
Надвинутый на лоб аэродинамический шлем, очки в поллица и респиратор на носу в сумме дают примерно тот же эффект, что и паранджа — человека за ними не видно. Перед выездом из дома подойдите к зеркалу и убедитесь, что прохожие смогут рассмотреть вашу красивую широкую улыбку. Ослеплять людей должна именно она, а не чрезмерно яркие фары вашего велосипеда.
Безопасность и дружелюбие. Фото: Mikey G Ottawa/Flickr.
Траектория
Жизнь пешехода в нашей стране опасна и трудна (просто посмотрите статистику аварий). Люди привыкли бояться всего, что движется на колёсах. Даже если вы едете медленно и с улыбкой на лице, они будут хватать детей за руки и вжиматься в стены. Дайте понять что эти опасения излишни. Для этого желательно ехать по прямой, не прыгать на бордюры и не устраивать игры в шашечки в толпе пешеходов. Не надо вставать на педалях — любой ребёнок знает, что это позиция для резкого набора скорости. Тротуар — не то место, где надо резко набирать скорость.
Такое соседство пешеходам часто не нравится. Фото: chang jen/Flickr.
Звонок
Тут мы оказываемся в мире парадоксов. Понятно, что звонок нужен, чтобы сигналить пешеходам — автомобилисты его просто не услышат. Но люди обычно друг с другом посредством звонков не общаются, а многие вообще пугаются неожиданных и резких звуков. Если велосипедист звонит звонок в значении: “А ну народ, расступись!”, люди будут считать его чужаком, нахалом и агрессором. И не без основания. Что делать? Во-первых, поставить звонок с приятным и мелодичным звоном. Во-вторых, по возможности использовать звонок не вместо, а вместе с человеческим голосом: позвонили, привлекли к себе внимание — вежливо попросили пропустить. Понятно, что ехать быстро такими методами не получится. Ничего страшного: для велосипедиста на тротуаре хорошие манеры важнее скорости.
Звонок не должен пугать пешеходов. Фото: Tallinn Cycle Chic/Flickr.
От себя могу добавить про звонок - не пользуюсь им, потому что как пешехода меня очень раздражают неожиданные сигналы в спину, к тому же они имеют невежливый посыл - подвинься, мол. Если больше никак - гораздо лучше попросить просто голосом, без всякого звонка.