В Уральском отделении РАН (УрО РАН) возрождают забытую со времён СССР традицию Малой Академии Наук, когда учёные популяризировали научные знания среди школьников на лекциях и в ходе экскурсий в академические институты. Как рассказал ИТАР-ТАСС куратор этого направления, председатель Совета молодых учёных УрО РАН Алексей Курлов, это стало возможным благодаря соглашению с компанией «Ренова- СтройГруп-Академическое».
В самой современной 16-й школе района «Академический» в Екатеринбурге на этом направлении начали работать системно.
В школе читают лекции и проводят «академические часы» около четырёх десятков молодых и зрелых учёных РАН. Раньше со школьниками они занимались на энтузиазме, а с этого года все, кто ведёт такие занятия и организует экскурсии, стали получать за них деньги из бюджета отделения РАН. С этого года учёные начали также консультировать школьников по научно-практическим работам.
Такие занятия — дело добровольное как для учёных, так и школьников. Но такие встречи собирают полные классы, а «академические часы», которые ведут доктора наук и член-корреспонденты РАН, — аудитории в сотни человек.
В ближайшее время ребят ожидает необычный «академический час», который проведёт академик Валерий Чарушин — вице-президент РАН, председатель УрО РАН, лауреат Государственной премии РФ. Он получил премию как один из авторитетных в России разработчиков и исследователей нового направления развития науки — так называемой «зелёной химии», которая полностью исключает использование вредных веществ в промышленности и быту.
Это своего рода искусство, позволяющее не просто получить нужное вещество, но получить его таким путем, который не вредит окружающей среде на всех стадиях своего получения — в частности, путём замещения хлора, используемого сейчас повсеместно и массово.
Как рассказал в интервью ИТАР-ТАСС инициатор проекта, гендиректор компании «Ренова-СтройГруп-Академическое» Алексей Воробьёв, сейчас в районе «Академический» Екатеринбурга работают два института Уральского отделения РАН. Изначально эта территория в конце 70-х — начале 80-х годов рассматривалась в качестве перспективного Академгородка по образцу новосибирского.
Мы считаем, что эта идея возвращается в жизнь. У Уральского отделения Академии наук есть стратегия развития, а мы, со своей стороны, думаем над тем, как создавать условия для развития инновационных предприятий. Академический будет не просто районом для жизни, не только даст жителям возможности для творческой инновационной деятельности, но и станет «кузницей» будущих академиков, и сейчас мы начинаем со школы.