https://velonation.net/2017/06/13/sevilla/
Строим велогород: с чего начать?
Предположим, вы решили превратить свой город велосипедный рай. Что быстрее приведёт вас к цели: общая протяжённость велоинфраструктуры или её все-таки её связность?
Ответ на этот вопрос даёт недавнее исследование в испанской Севилье, о котором рассказывает сайт People For Bikes. Оба средства хороши, но действуют они по-разному. Протяженность велодорожек способствует росту числа поездок на велосипеде, а их связность делает эти поездки безопаснее. Так что, если хотите получить впечатляющий результат, двигайтесь сразу в двух направлениях.
Севилья — не единственный город с развитой велоинфраструктурой, но здешнее исследование получилось по-настоящему уникальным. Дело в том, что большинство городов строит велодорожки постепенно, а здесь это случилось практически одним махом. Благодарить за это надо коммунистов. В 2003 году они успешно выступили на выборах в городской совет, заключили союз с другими представителями левых сил и пообещали серьёзно заняться развитием велотранспорта. За один только 2007 год в центре города с населением 700 тысяч человек построили 60 км велодорожек, увеличив велосеть на 542% — до этого она составляла всего 10 км. В следующие шесть лет построили ещё 75 км и открыли велопрокат.
Велосеть Севильи. В левом верхнем углу 2006 год, в правом нижнем 2010 год.
Появление велоинфраструктуры вызвало резкий рост числа поездок на велосипеде и повышение их безопасности. В принципе, само по себе это не новость, успех Севильи в развитии велоинфраструктуры — давно известный факт. Сейчас доля велопоездок в городе составляет порядка 11%.
Начиная своё исследование Р. Маркес и В. Эрнандес-Эррадор решили выяснить, в какой последовательности развивались события. Возможно, поездки стали безопасней благодаря тому, что выделенные велодорожки привлекли новых людей? По крайней мере, так утверждают сторонники теории “безопасность в количестве”. Или дело в том, что выделенные велодорожки сами по себе препятствуют столкновению машин и велосипедов? Случилось ли это в один момент или процесс был растянут во времени?
Учёные решили проанализировать четыре фактора:
- Протяжённость велодорожек.
- Наличие или отсутствие связной сети.
- Число велопоездок за год.
- Риск погибнуть или попасть в серьёзную аварию для каждой поездки.
Второй пункт оказался наиболее значимым. «Поскольку велодорожки, существовавшие в городе до 2007 года, были немногочисленны и не связаны между собой, между 2006 и 2007 годом произошёл качественный скачок”, — пишут авторы исследования. Проще говоря, на примере Севильи учёные смогли проверить, насколько важна связность велоинфраструктуры.
Поездки на велосипеде и их безопасность. Красная линия — число наездов машин на велосипеды на миллион поездок. Зеленая линия — число поездок в миллионах.
И вот что они обнаружили: связность велоинфраструктуры оправдала себя сразу же — за счёт снижения риска аварий. Опасность велопоездок резко снизилась в 2007 году и с тех пор остаётся на минимальном уровне. Ни один другой фактор не повлиял на безопасность так сильно. Точнее так: каждый новый километр велоинфраструктуры способствовал повышению безопасности, но связность сыграла решающую роль.
Самое удивительное открытие Маркеса и Эрнандеса-Эррадора заключается в том, что число поездок не слишком сильно зависит от связности сети. После её появления число поездок начало расти, но это был постепенной процесс, а не разовый скачок.
“Мы считаем, что создание связной сети велодорожек сильно снизило риск поездок, а снижение риска повлиял на рост числа поездок”, — пишут авторы исследования. Стоит отметить, что по мнению учёных число поездок тоже улучшает безопасность, и полученные ими данные подтверждают теорию “безопасность в количестве”. Но при этом появление инфраструктуры не ведёт автоматически к резкому скачку популярности велотранспорта. Потенциальные пользователи велотранспорта могут некоторое время провести в ожидании дополнительного стимула, в качестве которого может выступить переезд на новую квартиру, смена работы, рост цена на бензин и так далее.
Американский специалист по велотранспорту Джон Патчер называет исследование испанцев выдающимся и считает, что оно доказывает эффективность выделенных велодорожек: “Строительство физически обособленных, защищённых велодорог и обеспечение их связности —самый перспективный вариант инвестирования в велоинфраструктуру. Конечно, увеличивать протяженность веломаршрутов, рисуя велодорожки красной на асфальте, гораздо дешевле. Но не стоит рассчитывать, что такая велоинфраструктура привлечёт много людей”.
Все фотографии: Claudio Olivares Medina/Flickr.