https://velonation.net/2016/08/24/kids/
Как возить детей
Десять советов родителям, которые решили возить ребёнка на велосипеде — от выбора подходящего транспорта до правил безопасности.
Число детей на велосипедах — самый надёжный показатель хорошей велоинфраструктуры. Например в Лондоне детские велокресла встречаются редко, а в Париже часто, и мы сразу понимаем, какой город дружелюбней и безопасней. Москве и другим российским городам пока далеко даже для Лондона, и все-таки люди, которые ездят на велосипеде вместе с детьми встречаются всё чаще. Хороший знак! Рассказываем, что нужно, чтобы пополнить их ряды.
1
Начнём с ПДД. Пункт 24.8 запрещает перевозить детей до 7 лет на велосипеде без специально оборудованных мест. То есть просто посадить ребёнка на багажник или раму, как это делали наши родители и как до сих пор делают люди в других странах, теперь нельзя — незаконно.
В Портленде так ездить можно, асу нас — нельзя. Фото BikePortland/Flickr.
2
В правилах не сказано, с какого возраста разрешается возить детей на велосипеде. Теоретически, можно взять на борт хоть новорожденного. На практике лучше так не делать и дождаться момента, когда ребёнок сможет уверенно и долго сидеть.
Очень спорный вариант транспортировки младенца. Фото lullaton/Flickr.
3
Пункт 24.2 разрешает взрослым, которые везут ребёнка на детском сидении, ехать по тротуару. Но это именно разрешение, а не предписание — ехать по проезжей части тоже можно, никаких запретов на этот счёт в ПДД нет. Так что всё зависит только от вашего благоразумия.
Фото с Московского велопарада. Выезжать ли с ребёнком на проезжую часть в обычные дни — большой вопрос.
4
Едва ли не самый популярный вариант транспортировки детей в Дании и Голландии — каргобайки. Они бывают трёколёсными (например, Christiania Bikes) или двухколёсными (например, Bullitt). Каргобайки продаются и в Москве. В кузове такого велосипеда можно перевозить несколько детей сразу, а также взрослых, послушных домашних животных и пакеты с покупками. Очень удобно — до первого подземного перехода, которые в городах России, в отличие от Скандинавии и Нидерландов, представлены в изобилии. Плюс такой велосипед надо где-то хранить. И это где-то — явно не в прихожей многоквартирного дома. Более практичный в наших краях вариант каргобайка — гибрид велосипеда с коляской (например, Taga). В режиме коляски его относительно легко перемещать по лестницам.
Утренний развоз детей в Дании. Фото Comrade King/Flickr.
5
Кресла на раму хороши для детей до трёх лет. Более старший и, соответственно, рослый ребёнок будет заслонять обзор. Детям обычно нравится видеть перед собой не однообразную родительскую спину, а вечно изменчивый мир. В таком кресле ребёнок всё время наздзором и с ним легко поболтать в дороге. Кресло на багажник прослужит дольше — пока ребёнку не исполнится шесть-семь лет. У таких кресел высокая спинка — удобно вздремнуть. Но если ребёнок любит болтать без умолку (а большинство детей, когда не спят, только этим и занимаются), начнутся проблемы — на шумных городских улицах услышать друг друга будет сложно. В этом году #velonation дважды был свидетелем того, как люди перевозят детей в корзинках прокатных велосипедов “Велобайк”. Пожалуйста, не берите с них пример — эти корзинки не являются заменой детского кресла и вообще не предназначены для транспортировки живых существ.
Женщина с двумя детьми на улице Феррары. Фото Mikael Colville-Andersen.
6
Кроме кресел, в которых ребёнок сидит как в коконе, существуют также детские сидения на раму. В Москве в продаже их нет, но можно найти в интернете. Понятно, насколько они соответствуют пункту 24.8 ПДД. В любом случае ребёнок должен быть достаточно подрощенный и самоосознанный, чтобы не засовывать ноги в колеса.
Велосипед с дополнительным детским сидением. Фото Dean Mullin/Flickr.
7
Трейлеры, которые крепятся к родительскому велосипеду сзади, поедставлены у нас в продаже гораздо шире каргобайков, но проблемы с ними ровно те же — они не приспособлены для городов с подземными переходами. К тому же они низкие и, чтобы прицеп был лучше заметен водителям, его часто оснащают высоким флажком. Очевидно, лучшее использование трейлеров в наших условиях — прогулки в парке и вылазки на природу.
Пассажир велотрейлера из Чикаго. Фото John Bowen/Flickr.
8
Как ни странно, но в ПДД нет требования надевать на ребёнка шлем — это остаётся на усмотрение родителей. Хорошую подсказку дают нам жители Голандии и Дании — хотя взрослые там обычно обходятся без защиты, детей нередко снаряжают шлемами. Особенно, когда возят их в креслах — такая конструкция далает велосипед более тяжелым и менее устойчивым. Риск уронить велосипед вместе с дитём в момент посадки или слезания довольно-таки велик. По этой же причине велосипед, предназначенный для транспортировки детей, хорошо бы оснастить подножкой.
Датская мама и пара детей в шлемах. Фото Comrade King/Flickr.
9
Разные модели детских кресел подходят к разным моделям велосипедов — убедитесь в их совместимости перед покупкой. А если выбираете велосипед с таким прицелом, чтобы возить на нем ребёнка, берите лучше модель с низкой рамой. Особенно, если детское кресло крепится к багажнику. Такие велосипеды удобнее в момент слезания-залезания, а это, как мы уже знаем, момент повышенной опасности.
Забраться на велосипед с низкой рамой в такой ситуации было бы проще. Фото jay/Flickr.
10
Типичный случай на детской площадке: ребёнку жарко, а родители хлацают зубами от холода. С велосипедом все наоборот: пока родитель вкручивает педали за двоих, ребёнок прохлаждается на пассажирском месте. Следите, чтобы он при этом не переохладился.
Хорошо упакованный датский ребёнок. Фото Franz-Michael S. Mellbin.
Фото вверху: Federation Europeen Cyclists’/Flickr