В Екатеринбурге презентована новая схема движения общественного транспорта. В результате количество трамвайных маршрутов сократится в 3 раза, троллейбусных — в 2 раза, но, как уверяют разработчики организация «Город.Pro», время ожидания транспорта на остановках в большинстве случаев сократится до 2,5-5 минут, а пересадки станут более удобными. Мэрия планирует начать переход на новую маршрутную сеть летом 2017 года. Обсуждается вопрос о переходе на почасовую оплату проезда, но пока не решена проблема пробок и далеко не везде существуют выделенные полосы для общественного транспорта, это невозможно.
Презентация новой маршрутной сети, которую разработали эксперты организации «Город.Pro», состоялась сегодня, 13 июля, на выставке «Иннопром» на стенде Екатеринбурга. «Город накладывает на нас определенные ограничения — в нем не так много пространства для каждого жителя и нет места для того, чтобы каждый взрослый житель пользовался автомобилем. Основную задачу эффективного общественного транспорта мы формулируем так: он должен позволять максимальному числу людей добираться до максимального количества мест за минимальное время», - начал презентацию представитель «Город.Pro» Владимир Злоказов.
Он объяснил, что исторически в Екатеринбурге была попытка построить маршрутную сеть без пересадок. «Но в результате у нас очень много маршрутов и ни на одном нет хорошей частоты движения», - отметил он, пояснив, что нужный трамвай жителям города иногда приходится ждать по 30 минут. Кроме того, вся городская схема маршрутов настолько сложная, что, по словам Злоказова, ни один человек не в состоянии ее полностью запомнить, что, соответственно, негативно влияет на количество спонтанных поездок.
Так, во время презентации Злоказов рассказал, что «Город.Pro» предлагает сократить количество трамвайных маршрутов с 30 до 9. А уже после презентации на брифинге для СМИ добавил, что количество троллейбусных маршрутов планируется уменьшить с 19 до 10.
«Здесь не такое драматичное изменение. Это связано, в частности, с тем, что троллейбусная сеть на Уралмаше работает хорошо, и она осталась практически неизменной», - пояснил Злоказов. Автобусных маршрутов сейчас около 80. «Эта цифра постоянно плавает, потому что у нас то один перевозчик уйдет, то другой появится», - отметил Злоказов. В двухлетней перспективе «Город.Pro» предлагает оставить 58 маршрутов, из которых 15 — основные, они будут проходить в центре города.
В итоге время ожидания общественного транспорта, по словам Злоказова, должно сократиться в большинстве случаев до 2,5-5 минут, пересадки станут удобными, а отдаленные районы - гораздо доступнее. Например, новая сеть обеспечит 30-минутную доступность Уралмаша на 73% большему количеству жителей, чем сейчас.
Впрочем, во время презентации к разработчикам возникли вопросы. Вице-премьер свердловского правительства Сергей Швиндт, который еще недавно работал первым замглавы горадминистрации, поинтересовался, делали ли разработчики моделирование, чтобы понять, сможет ли городская инфраструктура выдержать поток общественного транспорта с такими короткими интервалами. «Я вас уверяю, если вы в одном месте в любое время соберете пробку из 10-15 трамваев на одном из ключевых перекрестков, эту пробку придется рассасывать в течение полудня, и никогда заявленные интервалы соблюдаться не будут», - сказал Швиндт.
Злоказов подтвердил, что моделирование проводилось, и указал, что на некоторых участках в центре подобные короткие интервалы уже существуют. Другой представитель «Город.Pro» Андрей Толмачев ответил более развернуто, попросив присутствующих вспомнить ситуацию на перекрестке улицы Московская и проспекта Ленина. «Сейчас там скапливается много трамваев, поскольку там есть разные направления движения, и для этого надо предусмотреть разные фазы светофоров, синхронизировав движение трамваем, в том числе, и с движением автомобилей. В итоге в час пик там формируется трамвайная пробка. Новая маршрутная сеть предусматривает, что трамвайные маршруты будут пересекаться под прямым углом, и в итоге синхронизировать движение будет гораздо проще», - привел пример Толмачев.
Начальник Главархитектуры Сергей Косенко спросил, проводились ли исследования, насколько увеличится количество пассажиров общественного транспорта в результате внедрения новой сети. «Мы не проводили детального анализа. Но, учитывая, что после внедрения новой маршрутной сети пользоваться общественным транспортом будет удобнее, есть все основания предположить, что количество пассажиров будет увеличиваться», - ответил Злоказов.
Депутат Заксобрания Вячеслав Вегнер обратил внимание на пробки, в которых стоят как автомобили, так и общественный транспорт. «Пока у нас не будет выделенных полос движения для общественного транспорта, выезд на которые будут наказываться большими штрафами, интенсивность движения общественного транспорта не изменится», - заявил Вегнер.
На этот вопрос решил ответить замглавы горадминистрации Евгений Липович. По его словам, мэрия ведет работу по организации выделенных полос для общественного транспорта и оборудует их камерами, чтобы фиксировать нарушения. Впрочем, пока они есть далеко не везде.
По словам Липовича, новая маршрутная сеть общественного транспорта будет постепенно внедряться в Екатеринбурге с лета 2017 года. В июле следующего года у многих перевозчиков истекают контракты на обслуживание маршрутов и будут проводиться новые торги. «У нас нет задачи сокращения количества частных перевозчиков», - подчеркнул он.
Отдельно предстоит решить вопрос с оплатой проезда в общественном транспорте. По словам Липовича, проезд для жителей Екатеринбурга не должен стать дороже и сейчас в мэрии обсуждаются различные варианты новых тарифов «Екарты».
Ранее в мэрии не исключали возможности введения почасовой оплаты проезда, однако, по словам Липовича, смысл этой системы меняется, если общественный транспорт стоит в пробках.
Полную версию доклада о новой маршрутной сети можно скачать здесь. В течение месяца «Город.Pro» будет собирать предложения горожан, некоторые из которых могут быть учтены в итоговой версии документа.