Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович провел встречу с представителями Банка Москвы, на которой было обсуждено предложение открытия в Екатеринбурге пунктов общественного велопроката.
Цель проекта - создать альтернативу транспорту, предоставить жителям города и туристам доступный велосипед для кратковременных поездок.
На начальном этапе проект представляет собой около 20 площадок с закрепленными велосипедами и терминалами оплаты. Все пункты автономны. Жители или гости города, оплатив услугу, могут взять велосипед на прокат. Еще одно преимущество, что возвращать его можно на любую другую площадку. К примеру, выехав с Уралмаша и приехав на работу в центр, велосипед горожанин сможет оставить на ближайшем пункте проката.
Для предотвращения краж, как показывает мировой опыт, предусматривается закупка велосипедов, сделанных из нестандартных деталей.
На встрече были обсуждены способы реализации данного проекта. Решено, что будет подготовлено несколько вариантов, предусматривающих максимальное удобство для пользователей и минимальные затраты для инвесторов.
В мире подобные проекты распространены и пользуются успехом у жителей. При этом они не приносят прибыли, существуя на средства городских бюджетов или инвесторов. Главная цель – удобство для людей.
В Вене общественные велосипеды появились еще в 2003 году. Сегодня велосипедисты в австрийской столице составляют уже 6% от общего трафика и власти города надеются в ближайшие годы увеличить эту цифру до 10%.
В 2007 году, под экологическим девизом «Сделаем наш город чище!», подобная идея была воплощена в Париже. На данный момент сеть парижского велопроката является одной из самых разветвленных в мире. Круглосуточные пункты выдачи в городе встречаются через каждые 300 метров.
Активно осваивать новый вид транспорта в этом же году стали и жители Барселоны, накатав по городу за первое лето после открытия восемь миллионов километров.
Как известно велосипед - один из самых популярных средств передвижения в Китае. Потому логично, что первый в Азии городской велопрокат появился в 2008 году именно в китайском Ханчжоу. Сегодня число двухколесных транспортных средств здесь превысило 60 тысяч, а к 2020 году власти планируют довести ее до 175 тысяч.
Летом 2010 года сеть городского велопроката заработала в Лондоне. Сегодня количество зарегистрированных пользователей проката здесь составляет около 185 000 человек.
В 2010 году прокат велосипедов заработал и в американской столице - Вашингтоне, жителям которого он пришелся по душе. По статистике порядка 40% горожан хотя бы раз пользовались арендованным велобайком.
Первым израильским городом, где в 2011 году заработала система общественного велопроката, стал Тель-Авив. Взять напрокат велосипед здесь можно на сутки, неделю или даже год. Интересная особенность тель-авивского проекта в том, что цена годовой аренды разнится для жителей и гостей города.
В июне 2013 года общественные велосипеды появились в Москве. Только за первый месяц работы москвичами и гостями города было приобретено более 20 000 абонементов, с помощью которых были совершены 23 000 поездок.
Практически одновременно с московским, крупнейший в США сервис проката велосипедов заработал и в Нью-Йорке. Интересно, что места для пунктов аренды велосипедов власти города выбирали совместно с жителями, которые голосовали за те или иные адреса при помощи интерактивной карты планирования.
В июле 2014 года доступные велосипеды появились и на улицах Санкт-Петербурга. На первом этапе в городе открылось 29 пунктов проката, для чего было закуплено 500 велосипедов.
Впрочем, пока самым желанным для велосипедистов городом остается Копенгаген. И не только потому, что столица Дании занимает лидирующие позиции в рейтинге городов, где велосипедисты чувствуют себя наиболее комфортно. От прочих европейских городских велопрокатов датский отличается тем, что является бесплатным. Чтобы взять велосипед необходимо нужно только оставить залог 20 крон, которые будут возвращены при обратной постановке велосипеда на одну из стоянок.
Текст подготовил Дмитрий Егоркин (+7 (343) 371-72-97), фото Натальи Илюбаевой