Погода в Академическом сейчас
+16°
 
28 Апреля, Воскресенье
Погода в Академическом сейчас
+16°
Облачно С Прояснениями
6 м/с, sw
56%
736 мм рт.ст.

В ближайшее время ожидается
Утро
+16°+22°
облачно с прояснениями
День
+18°+22°
облачно с прояснениями

Велоинфраструктура

12367
8
9101318868788

20 Января 2015 07:56
#113
Сообщение пользователя поляк было скрыто модератором
21 Января 2015 16:23
#114
РЕЙТИНГ30  035
ПОЗИЦИЯ20
СООБЩЕНИЙ12 970
НА ПОРТАЛЕ9 лет
Аватар пользователя sil3nt

Цитата фрагмента сообщения #631937 пользователя поляк от 19.01.2015 14:05
Думаю для очень подавляющего большинства это автомобиль и комфортное передвижение по городу.

В том и дело, что если подавляющее большинство едет в автомобилях, то этой уже не комфортное передвижение по городу. А от засилья автомобилей страдают не только сами автовладельцы, но и все окружающие.
Вы сейчас ратуете за то, чтобы автомобилей стало ещё больше. По-моему, это не очень умно.


Цитата фрагмента сообщения #631937 пользователя поляк от 19.01.2015 14:05
Название темы одно, пишут совсем про другое. Надо сторительство автомобильных дорог развивать и авторазвязок.

Вот именно. Название данной темы "Велоинфраструктура". Причём тут развитие автомобильных дорог и авторазвязок? Ошиблись темой.

3
0
Цитировать сообщение 634406
21 Января 2015 16:47
#115
РЕЙТИНГ3058
ПОЗИЦИЯ113
СООБЩЕНИЙ1 505
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя поляк

да никогда люди не пересядут на велосипеды , число авто растёт и будет расти , это объективный факт и не надо заниматься "маниловщиной" и бороться с ветряными мельницами..

И не скрываю, что я лично за увеличение числа современных, надёжных по ТТХ автомобилей. а велосипед это средство развлекательно-спортивного передвижения...

А вот под понятием "комфорт передвижения на авто" имею ввиду передвижение из точки А в точку Б с супругой, друзьями или семьёй без автопробок и прочих проблем, что может быть только при рзвитой городской автодорожной инфраструктуре...а если это будет, то в добавок появятся и выделенные велодорожки, тоннели для пешеходов и тротуары и т.п....

В любом случае вся вело-пешеходная стрктура привызывается к автомобильной дороге ...Удачи.

0
0
Цитировать сообщение 634461
21 Января 2015 22:12
#116
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Цитата фрагмента сообщения #634461 пользователя поляк от 21.01.2015 16:47
А вот под понятием "комфорт передвижения на авто" имею ввиду передвижение из точки А в точку Б с супругой, друзьями или семьёй без автопробок и прочих проблем, что может быть только при рзвитой городской автодорожной инфраструктуре...

Несмотря на именно такой подход и практически неограниченное финансирование в Детройте и других американских городах эти условия так и не выполнились. В Европе от них отказались на ещё более ранних этапах, потому что даже небольшое повышение доли автотрафика парализовало всё.

1
1
Цитировать сообщение 634633
22 Января 2015 07:57
#117
РЕЙТИНГ3058
ПОЗИЦИЯ113
СООБЩЕНИЙ1 505
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя поляк

Мы живём не в Детройте, а в русском городе Екатеринбург...Чему то заграница учится у нас, чему то в большей степени мы у них...


Вот сколько лет "чиновники сопли жуют " в нашем городе..а надо то развязаться с Калиной, далее Объездная - Амунденсена, Серафимы Дерябиной -Генина и огромные вопросы будут сняты...но на всё, на что хватает ума - установить светофоры, и то слава богу...


На Серафимском кольце в районе 18 часов и далее вообще пипец на развязке...


Цитата сообщения #634633 пользователя Ilis от 21.01.2015 22:12

Несмотря на именно такой подход и практически неограниченное финансирование в Детройте и других американских городах эти условия так и не выполнились. В Европе от них отказались на ещё более ранних этапах, потому что даже небольшое повышение доли автотрафика парализовало всё.

0
0
Цитировать сообщение 634863
22 Января 2015 08:57
#118
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Цитата фрагмента сообщения #634863 пользователя поляк от 22.01.2015 07:57
Вот сколько лет "чиновники сопли жуют " в нашем городе..а надо то развязаться с Калиной, далее Объездная - Амунденсена, Серафимы Дерябиной -Генина и огромные вопросы будут сняты...

Будут сняты не огромные вопросы, а локальные затруднения. Зато будут порождены уже огромные вопросы.


В плане построения транспортной инфраструктуры, ориентированной на автомобили, есть обширный мировой, при том отрицательный, опыт.


И давайте вернёмся в этой теме к велоинфраструктуре.

1
1
Цитировать сообщение 634886
22 Января 2015 09:03
#119
Сообщение пользователя thongtakian было скрыто модератором
22 Января 2015 10:23
#120
Сообщение пользователя поляк было скрыто модератором
26 Января 2015 14:39
#121
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis
1
1
Цитировать сообщение 638685
27 Января 2015 14:54
#122
РЕЙТИНГ1107
ПОЗИЦИЯ241
СООБЩЕНИЙ514
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя m_line





















Цитата сообщения #638685 пользователя Ilis от 26.01.2015 14:39




очень хочется надеяться, что Екатеринбург не будет сильно отставать


0
0
Цитировать сообщение 639374
31 Января 2015 15:16
#123
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Главное — выделяться



Нарисованной на асфальте разметки явно недостаточно, чтобы отделить велосипедистов от потока машин.

Стивен Флеминг (Steven Fleming), историк архитектуры и бывший велосипедист из Австралии, рассуждает о том, чем хороши выделенные велодорожки, и кто мешает их появлению.


От 1 до 3 процентов жителей Австралии ежедневно ездят на велосипеде, доказывая, что зачастую этот вид транспорта — самый быстрый. Однако охотников пополнить их ряды немного. В чём же дело? Проблема не в отсутствии желания как такового — в среднем австралийцы имеют 1,6 велосипедов на семью. Главная причина, почему большая часть эти велосипедов собирает пыль в гаражах, — в том, что люди не готовы рисковать жизнью, передвигаясь бок о бок с автомобилями, чего, судя по всему, от них ожидают чиновники транспортных служб.


Даже в США, где автомобиль был до недавних времен безусловным хозяином дорог, жизнь велосипедистов постепенно улучшается. Интересно, наверстает ли Австралия упущенное?


Езда на велосипеде в автомобильном потоке — основная причина того, что смертность на один миллион километров в Австралии втрое выше, чем в Нидерландах. Австралийцы по закону обязаны носить шлемы, но у голландцев есть более надёжная защита от машин — выделенные велодорожки.


Исследование группы гарвардских учёных под руководством Анны Луск доказало то, что и так подсказывал здравый смысл — на выделенных велодорожках количество травм гораздо ниже, чем на велополосах, обозначенных краской. Ещё одно исследование, проведённое Кай Тешчке, в рамках которого учёные собеседовали травмированных канадских велосипедистов, показало, что на выделенных велодорожках риск аварий в 9 раз ниже.


Очень часто велосипедисты получают травмы в ситуациях, когда водитель, по выражению Майкла Херслунда, «смотрел, но не увидел». Большой риск создают припаркованные вдоль дороги автомобили: небрежно открытая дверь сбивает велосипедиста, который падает на дорогу — прямиком под колёса едущих сзади машин. Известна масса таких аварий с летальным исходом, не говоря уже о травмах.


Существует масса доказательств, что выделанные велодорожки значительно безопаснее нарисованных краской велополос, что заставило власти США внести изменения в существующие нормативы. В июле 2013 года Федеральное управление шоссейных дорог США (FHWA) пригласило к сотрудничеству экспертов по проектированию велодорожек, хотя на протяжении предыдущих сорока лет чиновники игнорировали их рекомендации.


По иронии судьбы, некоторые велосипедисты сами способствовали безграничной власти машин на дорогах.



Одним из таких невольных лоббистов стал Джон Форестер, владелец велосипедного магазина и опытный гонщик — его никогда не смущали поездки в плотном автомобильном потоке, а в случае, если водитель «смотрел, но не видел», ему удавалось сделать изящное сальто, мягко приземлившись на обочину. В 1971 году он опубликовал книгу советов под названием Effective Cycling, в которой не без гордости делился своим жёстким опытом вождения. Форестер всячески противился распространению в США голландской модели, предполагающей создание выделенной велоинфраструктуры — ему явно не хотелось делить велодорожки с женщинами и детьми, среди автомобилей он чувствовал себя гораздо комфортней.


Голос Форестера с радостью был услышан властями англоговорящих стран — в его книге не было ни намёка на необходимость внедрения голландской модели. Между тем в самой Голландии в 1973 году, после того как 45 несовершеннолетних погибли на своих велосипедах, развернулась кампания «Остановите детоубийство», в результате которой в стране появилась велосипедная инфраструктура, отвечающая, в том числе, потребностям женщин и детей.


До второй мировой войны велосипед был основным видом транспорта в большинстве стран. И во многих из них, включая Голландию, велосипедисты славились дерзкой манерой вождения. Однако затем голландцы, следом за датчанами, отвели велосипедам отдельное место на дороге и взяли развитие велосипедной инфраструктуры под патронаж государства, довольно быстро ощутив экономические выгоды от этих нововведений. Травмированных велосипедистов в больницах тоже стало заметно меньше.


Большая часть Европы и даже США идут навстречу велосипедистам, а в Австралии почему-то до сих пор считают роспись краской по асфальту полноценной велосипедной инфраструктурой. Но всё может быть иначе — в некоторых городах местные власти пошли своим путём и игнорируют общегосударственную политику, создавая защищенные велосипедные дорожки, как, например, вот эта велодорожка на улице Берк в Сиднее.


В июле 2012 года транспортные экономисты опубликовали доклад, в котором рекомендовали создавать защищённые велосипедные на всех новых дорогах, потому что всякий раз, когда кто-то садится на велосипед и совершает 20-минутную поездку, в казну возвращается $14,30.


Большинство австралийцев до сих пор не видят разницы между велосипедом как видом транспорта и велосипедом-спортивным снарядом. Как человек, который сам занимался велоспортом на протяжении 20 лет, последние, кого я бы стал в этом винить, — это официальные лица и члены правительства. Скорее, в этом виноваты те спортсмены, которые имеют наглость говорить от лица всего велосообщества и не учитывают ничего, кроме личного опыта. Эти люди игнорируют тот факт, что большинство австралийцев, не имеющих спортивного бэкграунда, тоже могли бы ездить на велосипеде, но боятся это делать. К сожалению, не без оснований.

Оригинал: Ride to work? You’ll need a bike barrier for that.
Перевод: Наталья Ермоленко
.

3
3
Цитировать сообщение 642663
3 Февраля 2015 13:11
#124
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis
1
3
Цитировать сообщение 645009
20 Февраля 2015 15:14
#125
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Город

Консультант мэрии финского Оулу — о зимнем велодвижении

Консультант мэрии финского Оулу — о зимнем велодвижении — Интервью на The Village

Житель Северной Финляндии и консультант горадминистрации Оулу Пекка Тахкола — о том, почему зима — самое лучшее время для передвижения на велосипеде.


С приходом зимы в Москве и Петербурге не только закрываются прокаты, но и прекращаются дискуссии о развитии городской велоинфраструктуры. The Village поговорил с консультантом горадминистрации финского Оулу Пеккой Тахкалой, почему велодвижение и разговоры о нём не должны зависеть от времени года.


Пекка Такхола

Инженер гражданской инфраструктуры и планирования трафика, консультант администрации Оулу (Финляндия) по вопросам развития велоинфраструктуры от компании Navico Ltd.

— Пекка, вы консультант в городской администрации Оулу, ответственный за развитие велоинфраструктуры. Это значит, что вы не принимаете самостоятельных решений, но помогаете это делать другим. Как убедить чиновников развивать велодвижение?

— Наш проект координации велодвижения получает совместное финансирование с городской администрацией. Главная задача — объяснить политикам полезность тех или иных решений, переводя все в факты и цифры: почему нужно улучшать велоинфраструктуру, почему эти инвестиции будут окупаться, зачем вообще делать город велосипедным.

Я также разрабатываю планы организации велопарковок, дорожек, пешеходных зон и общие стратегии транспортного развития для других городов. Недавно я закончил работу над проектом новых «магистралей» для велосипедистов, которые мы планируем построить в Оулу. Это 50–100-километровая сеть качественных путей, проложенных от самых дальних спальных районов в центр и другие места притяжения, например до университетов. Этот маршрут будет ставить велосипедистов в приоритет в дорожном потоке. Мы снабдим магистрали качественным покрытием, интерактивной дорожной навигацией и особенными условиями обслуживания зимой. Например, на этих велодорожках слой снега должен быть не больше одного сантиметра. Там постоянно будет работать снегоочиститель.


к 2020 году финны будут совершать 300 миллионов вело-
и пеших прогулок в год


В 2011 году была опубликована национальная стратегия развития велодвижения и пешеходной инфраструктуры Финляндии. Уже в 2013 году количество велосипедных и пеших прогулок в стране увеличилось на 20 %. Мы ожидаем, что в 2020 году финны будут совершать 300 миллионов вело- и пеших прогулок в год. И я повторяю, что это национальная стратегия, для всей страны. Раньше у нас в муниципалитете было принято ставить автотранспорт в приоритет при разработке таких стратегий. Наконец-то мы победили старый тип мышления!



1 из 9


Консультант мэрии финского Оулу — о зимнем велодвижении. Изображение №2.fbvkpn

— Как вы поддерживаете нормальное состояние велоинфраструктуры в зимнее время?

— Оулу отличается от других финских городов тем, что у нас есть огромная сеть дорог для пешеходов и велосипедистов. Зимой 22 % жителей ежедневно передвигаются на велосипеде, и это усреднённое значение: иногда это число возрастает до 40 %, летом — вообще до 80 %. То есть, когда на улице теплеет, примерно половина всех автомобилистов города пересаживаются на велосипед.

Велодорожки в Оулу полностью изолированы от автострад, так что создаётся крайне мало конфликтных точек. Это упрощает обслуживание дорог: мы можем использовать тракторы, снегопогрузчики, даже автогрейдеры для очистки велодорожек. В городе более 150 подземных тоннелей, в которые запрещено заезжать на автомобиле, так что велосипедистам не нужно останавливаться на перекрёстках, чтобы переехать дорогу. На велосипедных дорожках нет шума, воздух гораздо чище, поэтому и велопрогулки становятся намного приятнее.

— В прошлом году в Москве запустили городской велопрокат. Всем ли городам он нужен?

— Городской велопрокат — шаг в правильном направлении. Нужно не только обустроить место для пробного катания, но и дать людям сами велосипеды. Ведь в городе, где никто не катается, нет велосипедов. Ничего страшного, что пока станции установлены только в некоторых районах Москвы, — нужно начинать с малого, пробовать. Но Оулу такая система не нужна, потому что практически у каждого дома стоит свой велосипед. У нас прокатом пользовались бы только туристы.

Велопрокат также может решить проблему «последней мили». Это значит, что человек может поехать 400–500 метров от автобусной остановки до дома на велосипеде. Многие города используют велопрокаты именно как дополнение к общественному транспорту. Особенно удачным решением будет введение проездных билетов, по которым можно и проехать на метро, и взять в аренду велосипед.

— Как ездить на велосипеде по городу без соответствующей инфраструктуры, например по Петербургу и Москве?

— Я бы сказал, что в мире нет таких городов. Если вы можете вести машину, значит вы можете ехать на велосипеде. Я понимаю, что это не так комфортно, не так безопасно. Если есть совсем уж сложный участок, полностью оккупированный автомобилями, попробуйте найти маленькие обходные улочки с меньшей загруженностью и более низким скоростным режимом.

Это, конечно, не оптимальное решение. Изменения должны идти со стороны муниципалов. Если чиновники совсем ничего не хотят делать, пусть хотя бы установят более низкий скоростной лимит в черте города. Но вообще, ключевой момент в обеспечении безопасности велодвижения — это количество велосипедистов. Чем больше водители встречают их на дороге, тем чаще ожидают увидеть их ещё раз, учитывают их интересы, снижают скорость.



— Что нужно, чтобы кататься зимой на велосипеде? Как обеспечить безопасность велодвижения в холодное время года?

Чтобы кататься зимой на велосипеде, никаких специальных приспособлений не требуется. Только велосипед и тёплая одежда, какую вы бы надели на прогулку. Некоторые люди обувают велосипед в зимние шины c шипами, но большинство не боятся ездить и на летних. В Оулу не используют реагенты, чтобы уменьшить скольжение на дорогах, — мы убираем большую часть снега, оставляя плотный сантиметровый слой, по которому очень комфортно передвигаться. Опять же, помогает раздельная система движения, ведь автомобильная трасса покрывается льдом гораздо быстрее, чем велосипедная.

Вы удивитесь, но, по статистике, зимние месяцы — самые безопасные для езды на велосипеде. Происходит намного меньше транспортных происшествий с участием велосипедистов.

В Оулу есть специальные участки, на которых установлены датчики, вычисляющие количество велосипедистов. Недавнее исследование показало, что каждый километр, который житель проезжает на велосипеде, экономит городу от 0,3 до 1,3 евро. Люди становятся здоровее и живут дольше, когда каждый день используют велосипед, не так часто пользуются медицинскими учреждениями и не требуют развития дорогостоящей автомобильной сети. Так вот, когда люди не садятся на велосипед из-за плохой погоды, город теряет до 150 000 евро по этим показателям. Именно такими способами мы и убеждаем муниципалов в том, что велодорожки — это выгодно.

— Недавно вы посетили «Снежный форум» в Новосибирске. Это третий по величине город в России после Москвы и Петербурга. Какие шаги нужно предпринять, чтобы задать импульс к развитию велодвижения в таких крупных городах?


— Я уже говорил, что в первую очередь это должна быть улучшенная инфраструктура. Но также важно объяснить горожанам, что велодвижение даст им новые возможности. Когда люди едут на велосипеде или прогуливаются пешком, они могут разговаривать с другими жителями города, быть более открытыми. Можно останавливаться, не разыскивая парковочное место. Нужно донести до чиновников, что строить трассы для автомобилей — намного дороже, чем велодорожки. Особенно это работает в центре города, где и так мало места. К тому же, если больше горожан будут выбирать велосипед, освободится место для водителей, у которых пока нет возможности сменить вид транспорта.

Я думаю, что в любом городском планировании разработчики должны расставлять приоритеты в следующем порядке: пешеходы, велосипедисты,
общественный транспорт, частные автомобили.

— Что делать с мегаполисами, где расстояние от центра до спальных районов очень велико?

— Понятно, что мало кто согласится каждый день проезжать на велосипеде по 40 километров туда и обратно. Но почему бы не проехать два или пять, например? Ведь велодвижение можно скомбинировать с общественным транспортом — установить в автобусах специальные холдеры для байков. Так можно сократить расстояние, которое вы проедете по пути на работу.



Консультант мэрии финского Оулу — о зимнем велодвижении. Изображение №11.

Для городов c низким или нулевым уровнем велосипедизации хорошей инициативой будет строительство одного, но очень качественного маршрута из точки А в точку В. Это даст жителям возможность узнать все плюсы поездки на велосипеде — как это просто, быстро и приятно. Такой первый шаг нужен, чтобы показать горожанам, что у них есть альтернатива. После этого они сами потребуют продолжения у городских властей.

Ровно такая же история произошла когда-то в Хельсинки. У них была старая заброшенная железная дорога, которая шла через центр города. Муниципалитет решил её демонтировать и проложить в образовавшемся коридоре суперскоростную трассу для велосипедистов длиной в два километра. Сейчас в Хельсинки планируют похожую систему веломагистралей, которую я разрабатывал для Оулу.


http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/138217-intervyu-pekka-tahkola-o-zimnem-velodvizhenii

2
1
Цитировать сообщение 661567
20 Февраля 2015 19:59
#126
РЕЙТИНГ1107
ПОЗИЦИЯ241
СООБЩЕНИЙ514
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя m_line

Цитата фрагмента сообщения #661567 пользователя Ilis от 20.02.2015 15:14
Для городов c низким или нулевым уровнем велосипедизации хорошей инициативой будет строительство одного, но очень качественного маршрута из точки А в точку В. Это даст жителям возможность узнать все плюсы поездки на велосипеде — как это просто, быстро и приятно. Такой первый шаг нужен, чтобы показать горожанам, что у них есть альтернатива.

про наш маршрут?:)

0
0
Цитировать сообщение 661672
20 Февраля 2015 20:57
#127
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Цитата сообщения #661672 пользователя m_line от 20.02.2015 19:59

про наш маршрут?:)

Видимо, да.


Если я не ошибаюсь, то прямо этот чувак приедет на днях в Екатеринбург с лекцией для Про.Город.

1
1
Цитировать сообщение 661694
25 Февраля 2015 13:37
#128
РЕЙТИНГ74  632
ПОЗИЦИЯ3
СООБЩЕНИЙ43 692
НА ПОРТАЛЕ11 лет
Аватар пользователя Ilis

Поддержи Веломастерплан – сделай город лучше!





Почему мы отказываем себе в радости ездить на велосипеде?




Велосипед – это замечательно. Он не зависит от пробок и не создает их. Ездить на велосипеде полезно для здоровья. А главное – велопрогулки повышают настроение и заряжают энергией на весь день.



Но сейчас жизнь велосипедистов в Екатеринбурге – не сахар.




  • По дорогам ездить рискованно, а делить тротуар с пешеходами неудобно для тех и других.

  • Надежные велопарковки – редкость, хранить велосипед дома затруднительно, а поднимать в квартиру – тяжело, особенно девушкам.



Как решить проблему?



Администрация Екатеринбурга готова создавать велоинфраструктуру, но чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужны конкретные предложения.



Мы готовы:




  • Создать Веломастерплан - программу создания удобных велопарковок и велодорожек в Екатеринбуге.

  • Посодействовать выделению бюджетных средств.

  • Проконтролировать, как будет выполнен каждый пункт программы.



Что в результате?




  • Через несколько лет в Екатеринбурге появятся удобные велодорожки и велопарковки.

  • Город будет комфортнее и интереснее для жителей.

  • Столица Урала станет точкой притяжения для молодых активных людей, которым важна дружелюбная городская среда.



Кто такие «мы» и почему мы уверены в успехе?



Мы – это фонд «Город.PRO». Мы работаем, чтобы Екатеринбург был удобен для жизни.



У нас есть опыт релизации проектов по благоустройству, транспорту и велоинфраструктуре.



Предложенная нами концепция веломаршрута Академического уже запроектирована .



Мы активно участвуем в разработке концепции набережной, где есть велодорожки.



Поддержите проект, если вы:




  • ездите или хотите ездить по Екатеринбургу на велосипеде, но агрессивная городская среда вам мешает или

  • не пользуетесь велосипедом, но хотите, чтобы наш город был комфортнее и уютнее.



Что нужно сделать?



Поддержать проект можно на этой странице , совершив однократный платеж, либо подписавшись на ежемесячное финансирование проекта.



Сделать прямой банковский перевод можно тут. ( скачать реквизиты)



Давайте вместе сделаем мечту о велосипедном Екатеринбурге реальностью!







http://gorodpro.org/



1
1
Цитировать сообщение 663847

В начало страницы
В начало
Вперёд
Вперёд
12367
8
9101318868788

Быстрый ответ
Для того, чтобы написать ответ в эту, или любую другую тему форума, нужно зарегистрироваться на портале или войти под ранее созданной учетной. После регистрации вам станут доступными темы форума со статусом «только для пользователей», появится возможность отслеживать новые сообщения, возвращаться в любой теме к последнему непрочитанному лично вами сообщению, и многое другое.