Канадские урбанисты Брендт Тодериан и Крисс Брантлет воспевают классические городские велосипеды с прямой посадкой. Для них эти модели — признак добрых перемен.
Велокультура Северной Америки меняется, и очень быстро. Одна из примет этих изменений — велосипеды, которые люди выбирают для своих поездок. В последние годы мы наблюдаем взрывную популярность классических городских велосипедов с прямой посадкой, и это влияет на то, как мы проектируем и воспринимаем наши города. Увлечение такими моделями пошло с красивых картинок из жизни Скандинавии в блогах и соцсетях, но постепенно стало ясно, что это не просто мода. Городские велосипеды взаимодействуют с окружающей средой особым образом, предоставляя людям самых разных возрастов новые возможности для того, чтобы улучшить свое здоровье, стать более счастливыми и уменьшить свои транспортные расходы.
Прежде всего стоит пояснить, что мы имеем в виду, когда говорим о городских велосипедах с прямой посадкой, и чем они отличаются от других моделей. Благодаря высокому расположению руля и, зачастую, низкой раме (в развитых велостранах они считаются не “женскими”, а просто удобными и практичными) такие велосипеды обеспечивают своему владельцы позу, отличную от сгорбленной спортивной посадки, и снимают напряжение со спины и рук.
Такие велосипеды не годятся для скоростных заездов и путешествий на большие дистанции, но отлично подходят для коротких поездок, не предполагающих обильного потоотделения.
Они не только созданы для комфортной езды, но и отличаются повышенной прочностью и безопасностью, что делает их идеальным транспортом для неспешных поездок, позволяющих не терять связи с окружающей городской средой. Чтобы уже покончить с этой темой — мы не имеем ничего против велосипедов другого типа и предназначенных для других целей: горных, гибридных, дорожных, рикамбентов, унициклов, трехколесных и электрических. Каждый их них может найти свое место в этом мире. Но по мере того, как в Северной Америке развивается велокультура, растет и число велосипедов, созданных специально для поездок по городу. И это отрадный факт, потому что такие модели вдохновляют сесть на велосипед людей самых разных возрастов, возможностей и происхождения.
Фото: Franz-Michael S. Mellbin/Flickr.
Главная цель современного велосипедного планирования заключается в том, чтобы увеличить число поездок среди групп, которые пока мало заметны на североамериканских дорогах: женщин, детей и пожилых людей. Формула идеального велогорода выглядит так — 8-80, 50/50. Иначе говоря, это город, где на велосипеде ездят люди в возрасте от 8 лет до 80-и, а число мужчин и женщин примерно одинаковое. Есть масса свидетельств, что города, достигшие этой цели, выигрывают по всем статьям: экономическим, медицинским, социальным, творческим, экологическим. От пробок такие города тоже страдают гораздо меньше.
В предыдущие несколько десятилетий среди американских велосипедистов преобладала небольшая группа — подтянутые мужчины средних лет, которые предпочитают быструю езду и одеваются соответствующе. Вплоть до недавнего времени городские проектировщики старались удовлетворить именно этих людей, чья главная потребность заключалась в наличии на работе душа и комнаты, где можно снять с себя пропитанную потом одежду. Увы, сколько-нибудь существенного роста числа поездок это не дало. За пределами Северной Америки — прежде всего в Европе — на велосипедах ездит куда более разношерстная публика. В главных велостранах большинство использует велосипед в транспортных целях, в том числе — женщины, дети и пожилые люди. Все они ездят в своей повседневной одежде — нередко на улице можно встретить женщину на велосипеде в платье и на каблуках или мужчину в костюме и с зонтиком в руке. Велодружественные города отличаются не только наличием велоинфраструктуры — обширной сети безопасных выделенных велодорожек, но и особыми велосипедами.
Фото: Franz-Michael S. Mellbin/Flickr.
Удивительным образом в последние лет пять такие велосипеды получили очень широкое распространение. В первую очередь благодаря системам велопроката, которые в массе своей используют именно такие модели. Эти велосипеды меняют наши представления о доступной городской среде. Эффект от присутствия городских велосипедов на улицах не всегда очевиден, но не стоит сбрасывать его со счётов. Проектировщики, которые прежде мыслили в категориях скоростных велотрасс, теперь все чаще задумываются о создании плотной сети велодружественных улиц. Важна не только скорость, но и удобство, доступность и гибкость. Мы постепенно осознаем, что люди на велосипедах с прямой посадкой полезны для торговых кварталов — они ездят достаточно медленно, чтобы реагировать на витрины и рекламные вывески, и могут позволить себе спонтанные остановки (а также покупки), тем более, что их велосипеды часто снабжены корзинами и сумками.
Фото: jeremyhughes/Flickr.
Распространение городских велосипедов с прямой посадкой заставляет нас по-новому взглянуть на существующие правила, включая законы об обязательном ношении шлемов. В Британской Колумбии и некоторых других местах такие законы были приняты ещё в те времена, когда на дорогах преобладали велосипедисты спортивного склада, а безопасная велоинфраструктура не существовала даже в намётках. Но когда мы говорим о людях, передвигающихся по выделенным велодорожках на велосипедах, обеспечивающих им полный обзор, требования к безопасности явно нуждаются в корректировках. В американских городах, где наблюдается рост числа людей на велосипедах с прямой посадкой (прежде всего за счёт велопроката) шлемы встречаются всё реже, а число аварий с участием велосипедистов (в том числе, с летальным исходом) снижается. Это доказывает, что чем больше на улице велосипедов, тем безопасней поездки, поэтому создание искусственных барьеров на пути распространения велотранспорта контрпродуктивно. О законах об обязательном ношении шлемов можно спорить долго, но наша ключевая позиция по этому вопросу заключается в том, что потребность в них отмирает по мере того, как меняется дизайн велосипедов и их скорость.
Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr.
Самое главное достоинство моделей с прямой посадкой заключается в том, что они помогают посадить на велосипед новых людей, поскольку меняют наши представления о городской мобильности и делают велотранспорт привлекательным для групп населения, которые раньше не рассматривали себя в роли велосипедистов. Они помогают понять, что велосипед - это не только спорт и скорость, а вид транспорта, доступный для множества самых разных людей.
Мы не имеем ничего против облегающей спортивной одежды, гоночных моделей с рулем-бараном одежд и людей, которые считают нужным носить велошлемы. Это тоже часть мира велосипедов, и в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы люди поняли — этой небольшой группой дело не ограничивается, все больше людей выбирают велосипед в качестве удобного повседневного транспорта, который не требует ни специальной одежды, ни последующих водных процедур. Велосипеды с прямой посадкой играют здесь ключевую роль. Поэтому мы большие поклонники таких моделей — не в смысле стиля, а потому что это отличный инструмент для изменения наших городов к лучшему.
Оригинал статьи был опубликован на сайте Huffington Post.
Об авторах
Бренд Тодериан возглавляет компанию TODERIAN UrbanWORKS и занимается консалтингов с области городского планирования. В прошлом был главным проектировщиком Ванкувера и возглавлял Урбанистический совет Канады.
Крис Брантлетт является сооснователем консультационного агентства Modacity, которое занимается пропагандой альтернативных форм мобильности посредством кино и фотографии.