velonation.net/2016/10/22/
Альметьевск: 50 км велодорожек построено
В 2016 году в татарском городе Альметьевске появилась сеть выделенных велодорожек, спроектированных датским бюро Copenhagenize Design Company. О том, как возник и развивался проект, датчане рассказали у себя в блоге. #velonation публикует перевод этой удивительной истории.
За один год многое может измениться. В октябре 2015 года Copenhagenize Design Company заключила контракт с Альметьевском. Задача была нам понятна: разработка велосипедных стратегий — наша основная работа. Однако поначалу мы не осознавали, что имеем дело с заказчиком-визионером. Наша первая статья на эту тему называлась “Трансформация Альметьевска”. Сейчас, год спустя, кажется, что мы недооценивали масштаб происходящего.
Мы знали и знаем, что представляет из себя велоинфраструктура в России. Россия пытается вернуть велосипеду статус транспортного средства, но на деле городам часто не хватает политической воли, чтобы признать велосипед полноценным транспортом. Однако в Альметьевске именно наличие политической воли придало проекту силу.
Айрат Хайруллин — молодой и амбициозный мэр, который понимает важность целостной стратегии развития велоинфраструктуры, включающей наработки мирового класса, продуктивные коммуникативные стратегии и, самое главное, выделенные велодорожки. С самого начала Хайруллин обозначил свою главную цель: превратить Альметьевск в самый велодружественный город России, где он сможет легко отпустить своего сына в школу на велосипеде.
Глава Copenhagenize Микаэл Колвилл-Андерсен и мэр Айрат Хайруллин.
Мэр понимал, что сеть должна быть связной, а велосипед как транспорт — иметь приоритет.
На предварительной встрече мы согласовали цели: 200 км связной велоинфраструктуры, основанной на лучших практических решениях. На меньше он был не согласен. Хайруллин хорошо справился с “домашним заданием”. Он, например, знал, что двусторонние велодорожки — это решение, не соответствующее стандартам. Он понимал, что сеть должна быть связной, а велосипед как транспорт должен иметь приоритет. Он также изучил положительное влияние велотранспорта на здоровье населения. И теперь он искал кого-то, кто сможет все это спроектировать и создать золотой стандарт российского велогорода.
Над проектом работала вся команда Copenhagenize Design Company — не только копенгагенский офис, но и наши коллеги из Монреаля и Брюсселя. Времени было мало. На встрече осенью 2015 года нам сказали, что хотели бы начать работы весной 2016-го. Мы поделили работу над стратегией на несколько этапов, чтобы город мог подготовить свой инженерный департамент. Им требовалось решить, как наилучшим образом использовать сезон дорожно-строительных работ, продолжающийся с апреля по сентябрь, чтобы создать первые 50 км велодорожек — базовую сеть на центральный улицах города.
Несколько слов о самом Альметьевске. Это город с населением 152 580 человек, расположенный в самом центре республики Татарстан. Наши российские коллеги проинформировали нас, хоть и неохотно, что Татарстан — место, где активно реализуются урбанистические проекты. Столица республики Казань — единственный российский город, где построили метро после крушения СССР, хотя для велосипедов они пока мало что сделали. Предполагается, что к 2030-му году население Альметьевска вырастет на 30 тысяч человек (в основном, за счет молодежи и молодых семей), и сейчас администрация города пытается сделать его более удобным и привлекательным.
Подготовка будущей велодорожки к укладке асфальта.
Лучшие велогорода мира имеют отличный общественный транспорт и сильную пешеходную культуру.
Устройство города определяет магистральная кольцевая дорога, очерчивающая жилой, культурный и коммерческий центр, а также сеть широких дорог советского образца, на фоне которых улицы Солт Лейк Сити выглядят как боковые аллеи в Амстердаме. Центр города имеет 8 км с востока на запад и 4 км с севера на юг. Иными словами это достаточно компактный город с плотной сетью средних и высоких жилых домов и дорогами, оставляющими массу возможности для того, чтобы найти там место для велосипедов.
Во время нашего первого визита мы были удивлены количеству пешеходов на улицах — такое увидишь не в каждом российском городе. К тому же оказалось, что в городе есть развитая троллейбусная сеть. Это хороший признак — лучшие велогорода мира имеют отличный общественный транспорт и сильную пешеходную культуру.
Финансирование проекта стоимостью 3,6 млн. евро — это уникальный случай сотрудничества государства и частного бизнеса. Национальная нефтяная компания Татарстана ТатНефть подключилась на раннем этапе и их поддержка, — обусловленная как коммерческими, так и моральными соображениями, — сыграла у успехе предприятия ключевую роль. Штаб-квартира ТатНефти находится в Альметьевске. Вот что делает эту историю по-настоящему интересной: город, расположенный в сердце российских нефтяных месторождений, с суровыми зимними, решает копенгагенизироваться всего за два коротких года, а шестая по величине российская нефтяная компания помогает осуществить этот замысел.
Такими велодорожками могут пользоваться даже дети.
Как и многие другие российские города Альметьевск пытался развивать велоинфраструктуру, но полумеры и компромиссы лишь приводили к конфликтам. Город с готовностью признал несовершенство имеющейся инфраструктуры. Велодорожки, совмещенные с тротуарами, создавали конфликты и сумятицу, а велодорожки в новых районах не складывались в общую сеть. В 2014 году конфликт между пешеходами и велосипедистами вызвал дискуссию о положении велосипедистов в Альметьевске, что в итоге и заставило мэра и его коллег обратиться за квалифицированной помощью.
После многочисленных встреч,