Что не так с трамваем в Академический?
В начале ноября прошла новость о состоявшемся техническом совете, посвященном проектированию и строительству трамвайной линии в Академический район Екатеринбурга. В этой публикации приведены детали проекта, анализу которых, на мой взгляд, имеет смысл уделить некоторое время. В новости, разумеется, об этом не написано, но с трассировка новой линии имеет ряд особенностей, которые доставят немало проблем жителям Академического и Юго-Западного районов как на этапе строительства, так и при эксплуатации линии в будущем.
Первая проблема связана с положением трамвайной линии в поперечном профиле улиц Вильгельма де Геннина и Серафимы Дерябиной. Изначально в поперечном профиле улицы де Геннина для трамвайной линии предусмотрено место с восточной стороны.
Первоначальное положение трамвайной линии
Однако, проект в нынешнем виде предполагает, что трамвайная линия пройдет не так. Начиная с улицы Вонсовского трамвайные пути должны пройти по разделительной полосе между двумя проезжими частями. Чтобы реализовать такой вариант, разделительную полосу придется расширить, а это в свою очередь повлечет за собой реконструкцию восточной проезжей части улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной.
Новое положение трамвайной линии
Подобной реконструкции придется подвергнуть 3 километра проезжей части названных улиц.
Красным цветом показан участок, на котором придется проводить реконструкцию проезжей части. Белым цветом показаны существующие трамвайные линии
Это решение не только существенно удорожает проект, но также создаст значительные неудобства для жителей Академического и Юго-Западного районов во время проведения строительных работ. Восточная проезжая часть не будет, конечно, полностью закрыта, но ее придется временно сузить, что усугубит и без того напряженную транспортную ситуацию.
Почему выбран именно такой вариант размещения трамвайной линии? Потому что проектировщики и комитет по строительству хотят тянуть ее по Серафимы Дерябиной до Шаумяна и затем по Шаумяна присоединить ее к существующей трамвайной линии по Белореченской, как показано выше. Эта трассировка возможна только при размещении трамвайной линии по оси улицы между двумя проезжими частями. Значит, в каком-то месте трамвайную линию нужно перенести с восточной стороны улицы на осевую разделительную полосу. Без потерь для пропускной способности улиц это можно сделать только на перекрестке де Геннина-Вонсовского. На остальных перекрестках — де Геннина-Объездная, Серафимы Дерябиной-Бардина — такой перенос потребовал бы введения дополнительной светофорной фазы, что, учитывая загруженность этих узлов, было бы крайне нежелательным.
Вторая проблема также проистекает из выбранной трассировки и состоит в том, что проектируемая трамвайная линия будет на километр с лишним длиннее, чем минимально необходимо, чтобы присоединиться к существующей трамвайной сети на перекрестке Серафимы Дерябиной-Волгоградская. Это также удорожает проект.
Третья проблема, менее заметная, но гораздо более серьезная, состоит в специфике организации маршрутов, которую будет диктовать трассировка трамвайной линии с развилкой на два направления на перекрестке Белореченская-Шаумяна.
В логике автомобилиста развилка не представляет никакой концептуальной проблемы. Захотел – поехал в одном направлении, захотел – в другом. Для общественного транспорта развилки категорически противопоказаны.
Рассмотрим условную ситуацию. Трамвайный маршрут идет из центра Екатеринбурга по Белореченской в Юго-Западный и Академический районы с частотой движения 10 минут. Если разделение подвижного состава между двумя направлениями будет равномерным, то частота движения на каждом из получившихся ответвлений составит уже не 10, а 20 минут. Для жителей Академического количество полезных для них трамваев, из числа идущих в юго-западном направлении, уменьшится в два раза.
Влияние ветвления линии на частоту движения
Можно было бы перераспределить большую часть трамваев в направлении Академического, однако, не стоит забывать, что конечная на Волгоградской-Белореченской обслуживает два огромных и значимых медицинских учреждения – Городскую клиническую больницу №40 и Областную клиническую больницу №1. Поэтому значительно ухудшать обслуживание в этом месте было бы нежелательно.
Ситуация усугубляется тем, что конечную на Волгоградской-Белореченской невозможно заменить остановкой на Волгоградской-Серафимы Дерябиной. Трамвайные пути здесь пройдут под эстакадой и остановку сделать здесь физически невозможно.
Остановку здесь сделать невозможно
Следующая остановка после Шаумяна-Серафимы Дерябиной на новой линии будет только на перекрестке с Бардина. В результате весь район Волгоградской, включая медицинский городок, выпадает из зоны 5-минутной доступности трамваев, идущих по направлению Академический-Центр.
Зоны 5-минутной пешеходной доступности остановок на новой трамвайной линии
И это только прямое следствие не слишком удачной трассировки. Также важно отметить, что при поездке по новой линии невозможно будет сделать пересадку на маршруты следующие по Волгоградской и Тульскому переулку. Учитывая, что генеральным планом предусмотрено строительство трамвайной линии по Волгоградской вплоть до Московской и далее по Островского до кольца на Южной, отсутствие пересадочного узла на Волгоградской-Серафимы Дерябиной – существенный изъян проекта.
К слову, ровно то же самое может произойти с узлом Московская-Щорса, если комитет по строительству не одумается и не откажется от строительства там путепровода.
Получается, что трамвайная линия в Академический в том виде, в котором она проектируется сейчас, будет дорогостоящей, создаст массу проблем при строительстве и, что важнее всего, не позволит оптимальным образом проложить маршруты удобные жителям!
Как надо строить?
Существует другое решение, менее дорогостоящее, создающее меньше проблем на этапе строительства, а также гораздо более эффективное с точки зрения организации маршрутов. Это решение предполагает трассировку трамвайной линии по восточной стороне улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной с присоединением к существующей линии по Волгоградской.
Альтернативная трассировка новой трамвайной линии
Чем это решение лучше? Во-первых, по де Геннина линия строится там, где она изначально предполагалась – в зоне отвода с восточной стороны улицы. Согласитесь, проложить трамвайные пути по газону проще, чем затевать грандиозную реконструкцию проезжей части. Никаких затруднений для движения транспорта при строительстве создано не будет.
Во-вторых, по улице Серафимы Дерябиной между Объездной и Бардина реконструкция основной проезжей части также не потребуется. Задет будет только проезд-дублер, который нужно будет перенести ближе к застройке. Трамвайная линия пройдет между ним и основной проезжей частью.
Альтернативная трассировка на участке между Объездной и Бардина
В-третьих, не потребуется строительство более чем километра лишних трамвайных путей от Волгоградской-Серафимы Дерябиной до Шаумяна-Белореченской, поскольку линия будет соединяться с существующей сетью уже на Волгоградской.
Чтобы проложить трамвайные пути таким образом, придется ликвидировать восточный дублер улицы Серафимы Дерябиной.
Соединение новой трамвайной линии с существующими путями по ул. Волгоградской. Фото: Сергей Лихота
При этом, важно отметить, что доступ транспорта ко всем объектам вдоль дублера – гаражам, моргу, залам прощания и жилой застройке – сохранится. Только въезд в гаражный массив придется перенести ближе к улице Бардина.
Первое возражение против такого варианта трассировки: ликвидация дублера создаст неудобства для автомобилистов. Это так. Однако, учитывая недавнее открытие новой дороги между Волгоградской и Зоологической в районе ТРЦ «Радуга-парк», закрытие дублера не станет катастрофой.
Проезды между Волгоградской и Зоологической
Второе возражение: с новой линии трамвай не сможет повернуть в сторону ВИЗа, поскольку нельзя сделать стрелочный перевод на мосту.
Поворот трамвайной линии в сторону ВИЗа невозможен. Фото: Сергей Лихота
Ранее я высказывал точку зрения, что возможность прокладки трамвайного маршрута из Академического через ВИЗ – важна. Однако, сейчас я думаю, что создавать такой маршрут не стоит, поскольку это создало бы еще одну ситуацию ветвления: из Академического трамваи шли бы с одной частотой движения, а после развилки на Волгоградской она падала бы на каждом направлении в два раза.
Ветвление маршрута со стороны Академического также создало бы ситуацию ветвления
Более разумным было бы иметь маршрут от конечной на Волгоградской-Белореченской в сторону ВИЗа (как существующий 19-й, например), на который можно было бы пересесть с маршрута, идущего из Академического. В этом случае ветвления не происходит.
Важнее, чем возможность прокладки маршрута из Академического на ВИЗ — возможность пересадки между двумя маршрутами
Наконец, четвертое и самое важное преимущество предлагаемой трассировки: она не заставляет выбирать, обслуживать лучше район медгородка или отдать предпочтение Академическому. Одним маршрутом (например, продлением существующего 26-го, как показано выше) можно охватить оба района.
Что теперь делать?
Поскольку проектирование новой линии не закончено и проект еще не прошел государственную экспертизу, самое время его поменять. Если вы согласны с приведенными доводами, вы можете написать обращение в администрацию города и предложить изменить проект соответствующим образом.
— http://www.livestreets.ru/2015/12/chto-ne-tak-s-tramvaem-v-akademicheski/