Последнее время приходится читать в СМИ и ЖЖ статьи на тему "необоснованно развешанных знаков запрета парковки", "эвакуации автомобилей с мест на которых они никому не мешают" и пр. Не отвергая тот факт, что в Москве многое делается через жопу, я все таки сделаю одну ремарку по вопросу о подходе к созданию парковочной емкости.
При создании платной парковки преследуется несколько целей. Самая очевидная - это регулирование спроса в условиях дефицита предложения. То есть когда у нас есть дефицит мест, мы включаем экономический фактор, как дополнительный аргумент в принятии решения ехать на машине, или ехать на общественном транспорте. Тут все более менее просто и описано уже сто раз: цену надо держать такой, чтобы в каждом квартале всегда было по крайней мере одно свободное парковочное место. Если его нет - цену надо повысить. Если их слишком много - цену надо снизить. То есть это просто принцип, который гарантирует порядок при котором любой автомобилист гарантированно получит парковочное место, в обмен на установленную рыночным принципом спроса и предложения цену.
Вторая очевидная цель - это борьба с беспорядочной парковкой. Территория где введена платная парковка становится не бесхозной, а размеченной. Парковаться можно там, где явно указано, что можно, и нельзя во всех остальных местах. Обычная схема же - парковаться можно везде где не запрещено. Это общий организующий фактор, который направлен на сохранение максимальной пропускной способности улично-дорожной сети. То есть мы берем пирамиду общественных интересов, смотрим где парковка не мешает ни пешеходам, ни общественному транспорту, ни едущим автомобилям - и там делаем парковку.
Но мировая практика показала, что этого мало. Дело в том, что как только начинаешь ограничивать хаотичную парковку (согласно второго пункта), то возникает неиллюзорный дефицит парковочных мест (при том, что трафик становится гораздо свободней). Тогда увеличивается нагрузка на размеченные и организованные платные парковки, и мест на них становится недостаточно. Это, в свою очередь, требует повышения цены, для регулирования спроса/предложения. Как только цена выходит на определенный уровень, то коммерческим застройщикам становится выгодно строить подземные, многоэтажные, встроенные и прочие паркинги. И они начинают их активно строить, иногда попутно снося полгорода. Спрос удовлетворяется, рыночный механизм работает.
Только одна фигня - цены падают, а количество машиномест оказывается достаточным для удовлетворения спроса. В результате поездки на автомобиле снова становятся привлекательными, и начинает "сдуваться" весь эффект от создания зоны платной парковки, как средства борьбы с пробками. А вообще-то, идеологически, платные парковки это средство вернуть скрытые расходы городского бюджета от автомобилепользования не только в части себестоимости хранение автомобиля, но и в части себестоимости использование улично-дорожной сети! То есть общество опять начинает нести повышенные затраты, связанные с пробками, в то время, как автомобилепользование некотролируемо увеличивается. Именно поэтому приходится принимать решения об ограничении числа парковочных мест в квартале, в соответствии с пропускной способностью подъездных путей.
Прощу говоря, считают, сколько может пройти через квартал (ну, не квартал, но транспортный район) трафика транзитом, сколько квартал генерирует трафика, и сколько потребляет. Оценивают пропускную способность улично-дорожной сети - в нем, и на въездах в него. И посчитав делают вывод о том, сколько в нем можно организовать парковочных мест. И большее число строить не позволяют. Ни на улично-дорожной сети, ни в коммерческих паркингах. Да, да - от ценовой дестимуляции автомобилепользования переходят к вполне себе запретительным мерам. И так делают во всех крупных городах цивилизованного мира. Такая же вполне себе мера, как полностью платный въезд в центр города - просто менее заметная для глаза.
Так вот... я глубоко не уверен, подозревает ли руководство ЦОДД Москвы о том, что я тут написал... и уж тем более руководствуется ли оно этим, или вообще хоть чем-то при развешивании знаков... Но популистов, которые просто говорят "а вот тут парковочка никому не мешает, давайте ее разрешим!" тоже слушать не стоит. Вопрос, как обычно, несколько сложнее, чем он видится не специалистам.