Екатеринбургский урбанист Владимир Злоказов продолжает рассказывать об изменениях в проектах транспортной инфраструктуры Академического. После горячо обсуждаемой нашими читателями аналитики об изменении проекта строящейся развязки на Объездной, настала очередь поговорить отдельно о трамвае, а точнее о тех положительных изменениях, которые уже произошли в проекте и о тех, которые благодаря которым он мог бы стать лучше.
В этот раз проект стал гораздо лучше. После нескольких лет работы по убеждению и разъяснению все-таки удалось убедить администрацию в том, что наиболее рациональным на первом этапе строительства будет соединение новой линии с существующей трамвайной сетью через улицу Волгоградскую, а не через Шаумяна, как предполагалась ранее.
Трамвайная линия соединится с существующей трамвайной сетью на Волгоградской, а не на Белореченской-Шаумяна, как предполагалось ранее
Это решение позволит не разделять поток трамваев, идущий из центра по улице Белореченской — один в сторону конечной у медгородка, другой — в сторону Академического, но направить все трамваи в сторону Академического, при этом с сохранением обслуживания и у медгородка.
Продление маршрута с Волгоградской без ветвления позволит сохранить частоту движения до Академического, не урезая обслуживание Медгородка
Ветвление маршрутов — это очень нежелательная вещь при организации транспортного обслуживания и именно ветвления в данном случае удастся избежать. Это существенное улучшение проекта и, я думаю, что нужно поблагодарить специалистов ЕТТУ, комитета по транспорту и Мастерской генплана, причастных к тому, что это улучшение произошло.
В проекте, однако, остались и моменты, которые вызывают сомнения и которые имеет смысл исправить.
1. Трассировка трамвайной линии от Вильгельма де Геннина до Бардина
Первое и самое главное, что обращает на себя внимание — это то, как проложена трамвайная линия от кольца де Геннина-Объездная до перекрестка Серафимы Дерябиной-Бардина. В Академическом районе трамвайная линия проходит по восточной стороне улицы де Геннина (для этого специально было предусмотрено место в профиле улицы), но при приближении к кольцевой развязке на Объездной она переходит на центральную разделительную полосу улицы.
Трамвайная линия переходит с восточной стороны улицы де Геннина на центральную разделительную полосу на выезде из Академического.
От Объездной до Бардина трамвайная линия идет по центральной разделительной полосе, но затем (на первом этапе строительства) переходит на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной и поднимается вдоль дублера до улицы Волгоградской, где и соединяется с существующей трамвайной сетью.
Трамвайная линия дважды меняет расположение в профиле улицы, перемещаясь с восточной стороны в центр и обратно.
Получается, что трамвайная линия меняет свое положение в профиле улицы всего на один квартал.
Почему это плохо? Каждое такое изменение связано с необходимостью пересечения трамвайной линии и транспортного потока, движущегося прямо. В районе кольцевой развязки на Объездной это приведет к установке дополнительного светофора на выезде из Академического района, а на перекрестке Бардина-Серафимы Дерябиной — к дополнительному усложнению и без того уже сложного светофорного цикла. В результате пострадают и пассажиры трамваев, которые будут дольше стоять на светофорах, и люди, перемещающиеся на личных автомобилях, и в автобусах.
Транспортная ситуация на улицах де Геннина и Серафимы Дерябиной уже сейчас сложная. Не стоит усугублять её дополнительными пересечениями с трамвайной линией. Фото: Google Maps
В Екатеринбурге уже есть места, где трамвайная линия меняет местоположение в профиле улицы, например, Малышева-Московская. Это создает дополнительные проблемы на и без того сложном перекрестке. Аналогичные проблемы могут возникнуть и на улице Серафимы Дерябиной.
Малышева-Московская — перекресток, где трамвайная линия меняет положение в профиле улицы. Это создает проблемы и для трамваев, и для автотранспорта. Фото: Google Maps
Почему так получилось? Дело в том, что первоначально планировалось, что трамвайная линия пойдет по Серафимы Дерябиной до Шаумяна. Такое прохождение возможно только по центральной разделительной полосе (из-за опор путепровода на Волгоградской). Поэтому трамвайную линию в любом случае надо было где-то перенести с восточной стороны на центральную. Было принято решение сделать это до кольца на Объездной. Проект же реконструкции кольца делали уже с опорой на это решение, то есть с расширением центральной разделительной полосы до 10 метров, чтобы внутри нее поместились трамвайные пути. Теперь же, когда развязка уже строится по этому проекту, казалось бы поздно что-то менять, верно?
На самом деле, возможность построить трамвайную линию наиболее оптимальным образом — по восточной стороне улицы Серафимы Дерябиной — все еще остается. Возможно, это будет несколько дороже, поскольку придется снова переделать небольшую часть развязки, а также передвинуть дублер улицы ближе к застройке. О том, как это сделать, я выпускал отдельный подробный материал в марте.
Трамвайная линия остается на восточной стороне улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной.
2. Автобусный коридор по де Геннина и Серафимы Дерябиной
Если мы переносим трамвайную линию на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной, возникает вопрос: а что делать с 10-метровой разделительной полосой, которую мы специально сделали под трамвай? Просто оставить ее и посадить на ней деревья? Это один из возможных вариантов.
Другой возможный вариант: использовать широкую разделительную полосу для устройства отдельной проезжей части для автобусов.
Широкая центральная разделительная полоса может использоваться для размещения выделенных полос для автобусов. На фото: автобусный коридор в Эйндховене
Да-да, не выделенных разметкой полос, а отдельной дороги специально для автобусов. Зачем это нужно и почему это выгодно для всех участников движения?
Академический — очень большой район и очевидно одной трамвайной линии для связи с городом ему будет недостаточно. Нужны будут и автобусы, позволяющие добраться туда, куда не довезет трамвай. Для этих автобусов нужны выделенные полосы, поскольку пробки с улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной и после строительства развязки на Объездной никуда не денутся. Выделенная проезжая часть по центральной разделительной полосе — идеальное решение, позволяющее обеспечить безусловный приоритет общественного транспорта.
Отдельная проезжая часть для автобусов на широкой дороге в Париже.
Создание выделенного автобусного коридора по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной позволит в обозримом будущем в принципе отказаться от реализации второго этапа строительства трамвайной линии — от Бардина до Татищева.
При устройстве автобусного коридора второй этап трамвайной линии может и не понадобиться.
Дело в том, что улицы Серафимы Дерябиной и Токарей, по которым предлагается проложить эту трамвайную линию, сейчас не являются особо благоприятной средой для общественного транспорта. Большая часть жилой застройки находится на отдалении от этих улиц, а первую линию в основном формируют промышленные здания. По сути от Бардина до Крауля трамвай будет ехать практически экспрессом, не привлекая по пути большого числа пассажиров. Учитывая, что каждый километр трамвайной линии стоит значительных денег, такой сценарий нельзя назвать рациональным. Автобус же, движущийся по выделенным полосам, сможет использовать по большей части уже существующую инфраструктуру и тем самым сэкономит средства на капитальные затраты. В новой маршрутной сети даже есть конкретный маршрут, который сможет двигаться по этим выделенным полосам.
В новой маршрутной сети предусмотрен автобусный маршрут, который сможет задействовать автобусный коридор по Серафимы Дерябиной.
Почему отдельная проезжая часть для автобусов будет полезна для автомобилистов? Дело в том, что участок улицы Серафимы Дерябиной от Бардина до Объездной, в силу особенностей планировки Юго-Западного района, является бутылочным горлышком. Сюда стекается не только трафик, движущийся по де Геннина с юга, и по Серафимы Дерябиной с севера, но также и все, кто пытается из Юго-Западного района выехать на Объездную.
Участок улицы Серафимы Дерябиной между Объездной и Бардина является сегодня бутылочным горлышком.
В данное время при шести полосах движения этот участко регулярно стоит в пробках. Если из этих шести полос выделить две под автобусы, то останется четыре полосы для личного автотранспорта, что, вероятно, вызовет дополнительные затруднения в движении.
Устройство выделенных полос на улице Серафимы Дерябиной — необходимость. Однако в текущей ситуации их ввод оставит для остального транспорта по две полосы движения в каждую сторону.
Если же создать полосы для автобусов на центральной разделительной полосе, можно будет сохранить те же самые шесть полос движения для остального транспорта.
Использование центральной разделительной полосы под автобусный коридор позволит сохранить 6 полос движения для автотранспорта
3. Трамвайный поворот в сторону ВИЗа
В текущем варианте проект планировки не предусматривает возможности поворота трамваев с улицы Серафимы Дерябиной налево в сторону ВИЗа и ТРЦ «Радуга-парк».
Отсутствие левого поворота в сторону ВИЗа значительно уменьшает потенциал новой трамвайной линии.
Это очень плохо, поскольку наличие такого поворота позволило бы продлить в сторону Академического не один, а два трамвайных маршрута и тем самым дополнительно улучшить транспортные возможности жителей района.
Трамвайный маршрут в сторону ВИЗа и далее в центр может появиться только при наличии левого трамвайного поворота с Серафимы Дерябиной на Волгоградскую.
Наличие данного поворота также упростит выезд трамваев из Западного трамвайного депо в сторону Академического и наоборот.
4. Труднодоступные трамвайные остановки
В текущем варианте предполагает устройство трамвайной остановки на кольцевой развязке Объездной дороги и улицы Серафимы Дерябиной и не предполагает устройства трамвайной остановки в районе существующей автобусной остановки «Горбольница №6».
В текущем варианте проект не предусматривает трамвайной остановки в районе Горбольницы №6
Это не слишком удачное решение. В идеале стоило бы предусмотреть и остановку на кольце, и остановку в районе горбольницы, пускай это и сделало бы расстояние между остановками несколько меньше, чем рекомендовано нормативами (300 метров вместо 400 метров). По меньшей же мере необходимо предусмотреть остановку в районе горбольницы, а не на кольце, так как здесь она будет гораздо более востребована пассажирами.
Эту остановку необходимо добавить для удобства жителей района, а также персонала и пациентов медучреждений на улице Серафимы Дерябиной.
5. Автобусные остановки на Бардина и Зоолгической
Трамвайная линия ценна не только тем, куда она ведет сама, но также тем, на какие маршруты с нее можно сделать пересадку. Трамвай будет пересекать важный транспортный коридор улиц Бардина и Зоолгической, однако автобусные остановки на этих улицах слишком оттянуты от перекрестка и пересадка с трамвая на автобус будет здесь неудобной.
Автобусные остановки по Бардина и Зоологической слишком далеко от перекрестка с улице Серафимы Дерябиной, что сделает пересадку с трамвая на автобус неудобной.
Для более удобной пересадки с трамвая на автобус необходимо перенести остановки «Автопредприятие» на Зоологической и «Микрохирургия глаза» на Бардина на перекресток с улицей Серафимы Дерябиной.
Необходимо перенести остановки ближе к перекрестку с улицей Серафимы Дерябиной.
При этом, скорее всего, потребуется устройство дополнительных остановок как на Бардина, так и на Зоологической.
При переносе автобусных остановок ближе к улице Серафимы Дерябиной нужно будет обустроить дополнительные остановки на Бардина и Зоологической.
6. Перенос остановок «Горбольница №6» с дублеров на основной ход улицы Серафимы Дерябиной
Если удастся перенести трамвайную линию на восточную сторону улицы Серафимы Дерябиной, а по центральной разделительной полосе сделать автобусный коридор, данная проблема отпадет сама собой. Однако, если вышеперечисленное не удастся, то необходимо по меньшей мере перенести автобусные остановки «Горбольница №6» с дублеров улицы, где они сейчас запроектированы, на основной ход.
Остановки «Горбольница №6» расоложены на дублерах. Такое расположение приведет к потерям времени для автобусов.
Для автобусов необходимость съезжать на дублер, а затем выезжать с него, будет связана с дополнительными потерями времени. Вполне реально сделать безопасные пешеходные переходы через дублеры Серафимы Дерябиной и удобные остановочные платформы, выходящие на основную проезжую часть, где необходимо будет сделать выделенные полосы.
Остановки на улице Серафимы Дерябиной должны располагаться на основной проезжей части улицы.
7. Светофор на примыкании дублера улицы Серафимы Дерябиной к улице Волгоградской
Чтобы жители домов, находящихся к северу от улицы Волгоградской, могли получить доступ к новой трамвайной остановке, необходимо предусмотреть светофор на примыкании дублера улицы Серафимы Дерябиной к Волгоградской. Этот светофор также будет полезен пешеходам и велосипедистам, движущимся вдоль Серафимы Дерябиной.
На примыкании дублера улицы Серафимы Дерябиной к Волгоградской необходим регулируемый пешеходный переход.
8. Велодорожки на Серафимы Дерябиной, Бардина и Зоологической
В текущем варианте проект планировки предусматривает велосипедные дорожки только по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной до Бардина.
В текущем варианте велодорожки предусмотрены только по Серафимы Дерябиной до Бардина.
Однако все описанные выше изменения также сильно меняют ландшафт улиц Бардина и Зоологической, а также Серафимы Дерябиной от Бардина до Волгоградской. Было бы правильно воспользоваться ситуацией и предусмотреть велосипедную инфраструктуру и на этих участках улиц тоже.
Необходимо продлить велодорожки по Серафимы Дерябиной, а также предусмотреть по Бардина-Зоологической и Волгоградской.
Что делать дальше?
Если вы согласны с автором, можно подписать петицию на Change.org, в которой изложены требования по изменению проекта. Для чего? Дело в том, что «общественные обсуждения» — очень непрозрачный инструмент. Мы не видим, кто и что туда отправляет. Подписи под петицией дают какое-то представление о том, сколько людей заинтересовано в изменении проекта. Петиция — это один из возможных способов организации вокруг изменений данного конкретного проекта, с помощью которого мы и и дальше сможем самоорганизовываться.
«Предлагаю внести следующие корректировки в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Строительство трамвайной линии по улицам Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной, Токарей от улицы Сахарова до улицы Татищева»:
Перенести трамвайную линию на участке от кольцевой развязки на Объездной до улицы Бардина с центральной разделительной полосы на восточную сторону улицы, расположив ее между основной проезжей частью и дублером (без изменения границ основной проезжей части, но с переносом дублера ближе к красной линии улицы), с целью оптимизации пересечений трамвайной линией основной проезжей части улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной по направлению к центру города.
Использовать широкую центральную разделительную полосу по улицам де Геннина и Серафимы Дерябиной, ранее предполагавшуюся для размещения трамвайной линии, под создание выделенной проезжей части для автобусов, с целью создания безусловного приоритета для пневмоколесного общественного транспорта, а также для сохранения 6 полос движения для остального транспорта на участке улицы Серафимы Дерябиной от Объездной до Бардина.
Предусмотреть возможность поворота трамваев, движущихся по улице Серафимы Дерябиной налево на улице Волгоградской (в сторону ТРЦ «Радуга-парк») с целью создания условия для продления в Академический район маршрутов трамвая со стороны ВИЗа и Уралмаша, а также для упрощения выхода трамваев на линию в сторону Академического из Западного трамвайного депо.
Предусмотреть дополнительную трамвайную остановку на улице Серафимы Дерябиной в районе существующей автобусной остановки «Горбольница №6» с целью улучшения доступности трамвайной линии для жителей Юго-Западного района, а также персонала и пациентов медицинских учреждений на улице Серафимы Дерябиной.
Объединить автобусные остановки «Автопредприятие» и «Микрохирургия глаза», расположенные на улицах Зоологическая и Бардина, соответственно, с переносом единой остановки на перекресток Бардина-Серафимы Дерябиной с целью облегчения пересадки с трамвая на автобус и наоборот. Одновременно с этим необходимо будет создать дополнительные остановки на Бардина и Зоологической, чтобы компенсировать увеличившиеся расстояния между остановками после переноса.
Перенести автобусные остановки «Горбольница №6″ с дублеров улицы Серафимы Дерябиной на основную проезжую часть с целью ускорения автобусного сообщения на данном участке улицы.
Установить светофорное регулировании на примыкании восточного дублера улицы Серафимы Дерябиной к улице Волгоградской для обеспечения возможности доступа жителей домов, расположенных к северу от улицы Волгоградской, к трамвайной остановке, а также для создания безопасных условий для движения пешеходов и велосипедистов.
Заложить в проект устройство велосипедных дорожек по улицам Зоолгической и Бардина, а также по улице Серафимы Дерябиной от Бардина до Волгоградской и далее в сторону улицы Шаумяна с целью оптимизации условий движения горожан на средствах микромобильности (велосипеды, электросамокаты и т.д.)»
На момент публикации её подписал 31 человек.
Оцените материал! Ставьте лайк, если вам понравилось его содержание.
Грязный воздух (один из самых загрязнённых городов РФ), часовые пробки, всё забито припаркованными авто - отличное жизненное пространство.
Личный автотранспорт должен вытесняться в больших городах в пользу ОТ. Ездить за город, в пригородные ТЦ и промзоны - к личному автотранспорту вопросов нет. Ежедневный проезд до работы и учебы - ОТ. Все вменяемые развитые страны к этому идут, потому что понимают - личное авто для ежедневных поездок и чистый город две не совместимые вещи. Даже самый чадящий, старинный автобус создаст куда меньше грязи и займет на много меньше места на дороге, чем с пол сотни личных авто в которых бы ездили его пассажиры. Нормальные автобусы и тем более трамваи/троллейбусы/метро в экологичском плане просто вне конкуренции. Можно, как у нас в стране принято, подождать пока ситуация станет просто критическая, а можно и сейчас глаза открыть.
Что то не до конца понял как будет трамвай на Волгоградскую заезжать. Получается если в центре трамвай, то к Волгоградской снова пересечение дороги будет?
Что то не до конца понял как будет трамвай на Волгоградскую заезжать. Получается если в центре трамвай, то к Волгоградской снова пересечение дороги будет?
А я вот по уму не хочу на ОТ ехать. По уму плачу налоги и акцизы, чтобы у меня была дорога для личного авто, а не для ОТ. И в общаге жить тоже не хочу. И есть и пить из одной тарелки со всеми тоже не желаю. Потому что моя семья заканчивается там, где заканчивается моя фамилия. Я единоличник. И право у меня на это по конституции есть. Ставь диzлайк, но вот беда - ник Швондера уже занят! Может, не по праву?
Злоказов проталкивает идею переноса трамвайных путей на дубле, а на месте трамвайных путей пустить автобусы. .Типа два пересечения трамвайной линии, дополнительные два перекрестка))) НО ХИТРЕЦ не показывает текущий проект))) Второе пересечение на Бардина, временное, в перспективе его уберут и доведут линии до Татищева. И не будет перекрестка, останется один. Если делать как предлагает Злоказов, то перекрестков для трамваев станет ТРИ!!! Два на объездной и еще один на Бардина, и это на самом тупиковом перекрестке.
Единственная цель за которую топит Злоказов, это похоронить трамвай на волгоградской, с целью его наполняемости. Т.е. топит за трамвайнно-троллейбусное управление, а не выступает за скоростной трамвай до центра. И так же топит за муниципальных автобусников, частников в центр не пустят. И плевать он хотел, на людей. Сам же в своих доводах ссылается на загруженные "трамвайные" перекрестки на московской-радищева и московской-малышева, и хочет их еще догрузить людьми с Академа и широкой речки. Пустить через 150 тыс спальный район еще поток из 300 тыс человек. А медцентр на волгоградской, по идеи в перспективе не понадобится, т.к. по окончании строительства Академа, жителей привяжут к учреждениям в самом Академе.
По уму плачу налоги и акцизы, чтобы у меня была дорога для личного авто, а не для ОТ. И в общаге жить тоже не хочу. И есть и пить из одной тарелки со всеми тоже не желаю.
О, а я думал таких людей же почти не осталось, а нет, вот. Это как встретить на улице чувака с плакатом "верните рабство". И обьяснять ведь бессмысленно — не готов еще.
Для того, чтобы написать ответ в эту, или любую другую тему форума, нужно
зарегистрироваться на портале или войти
под ранее созданной учетной. После регистрации вам станут доступными темы форума со статусом «только для пользователей»,
появится возможность отслеживать новые сообщения, возвращаться в любой теме к последнему непрочитанному лично вами сообщению,
и многое другое.