https://velonation.net/2017/10/09/switchoff/
Амстердам отключает светофоры
Cветофоры нужны, чтобы сделать улицы безопасней. Это всем известный факт. Однако в Амстердаме решили поставить его под сомнение и отключили светофоры на одной из центральных площадей города. О том, что из этого вышло, рассказала газете The Guardian Мередит Глэйзер из Института велотранспорта при университете Амстердама.
Туманным утром в мае 2016 года четырнадцать человек, включая представителей амстердамской мэрии, инженеров и муниципальных служащих, встретились на Александерпляйн, оживлённой площади в центре города, где проходят три трамвайных линии, а также всегда много пешеходов, машин и людей на велосипедах. Один щелчок переключателя, и вот уже все светофоры на всей площади погашены. Это эксперимент стал ответом на рост числа велопоездок в некоторых из районов Амстердама. В центре их доля составляет почти 70%, так что велосипедам требуется всё больше пространства. Чтобы справиться с этой задачей, транспортным инженерам пришлось отложить в сторону руководства, содержащие проверенные, но устаревшие рецепты. Среди использованных ими средств было устранение физических барьеров между разными средствами передвижения, изменение светофорных фаз, снижение скорости автотранспорта и создание «велосипедных улиц». Дизайнеры разработали целый комплект инструментов, готовых для использования в других голландских городах.
Отключение светофоров стало ответом на рост числа велосипедных поездок — в некоторых районах их доля составляет 70%.
Однако полное отключение всех светофоров на оживленном перекрёстке выглядело слишком смело даже по голландским меркам. Запуску проекта предшествовали долгие обсуждения между инженерами и политиками. «Мы готовились к этому восемь месяцев, — говорит бывшая руководительница велосипедных проектов Ирис вас дер Хорст. — Надо было заручиться поддержкой всех ответственных сторон, включая полицию и транспортных чиновников. Все страшно нервничали и не хотели рисковать безопасностью людей”.
Эксперимент стал элементом общей стратегии, направленной на то, чтобы дать больше места людям, которые передвигаются пешком и на велосипедах. Она предполагает, что власти будут ограничивать возможности для автомобильных поездок. “В Амстердаме дефицит общественных пространств, говорит вице-мэр по транспорту Питер Литйенс. — Мы должны серьезно задуматься о том, кто и как его использует.”
Люди называли перекресток хаотичным и путанным , но мало кто из них сомневался в необходимости светофоров.
Перед началом эксперимента власти постарались смоделировать его влияние на безопасность и пропускную способность площади. Кроме того Институт велотранспорта изучил его воздействие на поведение людей, их восприятие ситуации и получаемый ими опыт. За несколько недель до отключения светофоров, они опросили около двухсот человек, проезжающих через площадь на велосипеде по пути на работу или с работы домой. Большинству перекресток не нравится. Люди говорили, что он хаотичный и путаный. Они отмечали, что в этом месте “никто не подчиняется сигналам светофора” и жаловались, что все светофоры горят зеленым одновременно. Однако когда людей спрашивали о необходимости светофоров, примерно треть отвечала “абсолютно точно да”, 5% сказали “абсолютно точно нет”, а большинство затруднилось дать ответ. Судя по всему, прежде они об этом даже не задумывались. Наблюдение за людьми показало, что на перекрестке многие из них не сводят глаз со светофора. Тела наклонены вперед, выражения лиц застыли. Большинство выглядело равнодушными. Кто-то воспринимал остановку на светофоре как возможность проверить телефон или поправить звонок на руле. Люди не проявляли интереса к окружающим, контакты между ними были редкими.
После выключения светофоров провели еще один опрос, в котором участвовали 150 человек. Оказалось, что люди не только стали лучше отзываться о перекрестке, 60% из них заявили, что транспортная ситуация в этом месте улучшилась. Опрошенные говорили не столько о инфраструктуре, сколько о других людях. “Люди стали более внимательными”, — заявил один из респондентов. “Потрясающе, что перекресток сам себя регулирует”, — заметила молодая женщина. “Выглядит немного рискованно, но людям больше не приходится стоять на перекрестке и хмурых лиц стало гораздо меньше”, — сообщил один подросток.
Никто не мог только объяснить, что именно произошло, при этом поведение людей изменилось. Большинство людей на велосипедах по мере приближения к перекрестку притормаживали и пытались установить контакт с другими велосипедистами и водителями с помощью глаз, жестов или голоса. В какой-то момент посередине перекрестка оказалась женщина на велосипеде с ребенком в детском кресле, а справа к тому же месту подъехала машина. Несмотря на знаки, указывающие на приоритет автомобилей, водитель, обменявшись с дамой улыбками, уступил ей дорогу.
Отсутствие светофоров вынудило людей больше общаться между собой. Им пришлось изменить свои поведенческие привычки, чтоба приспособиться к новым услвоиям. Отныне, не имея возможности рассчитывать на светофоры, они должны были на свою способность оценить ситуацию, считав знаки, подаваемые другими людьми. Адаптация к новым условиям требует времени, это сложный процесс, требующий активного включения органов чувств и постоянного анализа информации.
Когда на площади отключили светофоры, люди стали больше взаимодействовать между собой, а транспортная ситуация улучшилась.
После того, как будут сформированы новые привычки, люди снова будут действовать автоматически, ориентируясь на язык тела. Как показали результаты опроса, этот процесс происходит настолько быстро, что его сложно описать словами. Как показал опыт Александрпляйн, потребовалась всего пара недель, чтобы люди усвоили новые правила игры. Эксперимент оказался настолько успешным, что сперва его продлили еще на несколько месяцев, а потомокончательно убрали светофоры с площади.
Теперь власти города поддерживают отключение светофоров и в других районах Амстердама. “Пилотный проект показал, что отсуствие установленных правил приводит к тому, что люди ведут себя более внимательно и ответственно”, — говорит Литйенс. Площадь поехала быстрее, безопасность осталась на высоком уровне. А главное, стало ясно, что люди научились видеть друг друга и принимать сложные решения. Дизайн, в центре которого находится человек, способствует общению и формированию социального капитала — это подтверждено множеством разных исследований. История Александрпляйн также служит напоминанием о том, что велотранспорт требует постоянного внимания к себе. Даже в таких велосипедных городах как Амстердам, всегда можно что-то улучшить.
Фото: Мередит Глэйзер.