Игорь Федотов сам пользуется общественным транспортом.
На этой неделе мэрия Екатеринбурга опубликовала обновлённый вариант маршрутной сети, которую внедрят с 1 июля. Итоговая версия транспортной схемы с учётом пожеланий жителей будет готова в марте. Пока же в администрации продолжают собирать предложения горожан.
Обо всем этом мы уже много раз писали (и даже создали специальный раздел, где есть все материалы), однако к чиновникам мэрии у нас, и у читателей осталось немало вопросов. Их мы адресовали главе транспортного комитета администрации Екатеринбурга Игорю Федотову. Это второй человек в мэрии после вице-мэра Евгения Липовича, который отвечает за транспорт в уральской столице.
Сразу предупреждаем, что интервью получилось большим. Однако в нём вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы.
– Игорь Афонасьевич, вы сами пользуетесь общественным транспортом?
– На работу я предпочитаю ходить пешком, но на общественном транспорте минимум два раза в неделю я точно езжу. В основном в пределах центра. Но иногда, когда приходят жалобы от жителей, мне становится интересно, и я сажусь в транспорт, чтобы самому проверить качество обслуживания. К сожалению, в таких случаях обращения граждан подтверждаются.
– Когда вы последний раз ездили на автобусе или трамвае?
– Последний раз я ездил вчера – с работы до дома. Сел в автобус № 50 с остановки "Метро "Площадь 1905 года" и доехал до Большакова. Если мне приходится ездить на общественном транспорте, то я стараюсь выбрать большой автобус. В маленьких я не сильно люблю ездить. Что касается оплаты проезда, то я пользуюсь "электронным кошельком" Екарты и экономлю 2 рубля на каждой поездке.
Игорь Федотов ездит с работы домой на 50-м автобусе.
– Планируется, что в один день, а именно 1 июля, в субботу, транспорт начнёт ходить по-другому. Как будет осуществляться этот переход, если ещё 30 июня транспорт будет ездить по старой схеме? Как за ночь на трамваях и троллейбусах планируют перевесить все таблички с номерами маршрутов?
– Мне сейчас трудно ответить на этот вопрос. Единственное, что я могу сказать, что к 1 июля на всём транспорте эта работа будет проведена. Наверное, на тех транспортных единицах, которые работают в первую смену, перевесить всё можно не ночью, а днём. И утром они уже могут выйти с новыми табличками. Соответственно, на тех транспортных единицах, которые работают во вторую смену, это всё можно сделать утром следующего дня. Это уж не такая фатальная работа.
Кондукторов отправят на курсы, а перевозчикам выдвинут новые условия
– Кондукторов придется переучивать?
– Мы хотим провести обучение кондукторов, чтобы они могли объяснять пассажирам, что изменится в новой маршрутной сети до её внедрения. Чтобы они могли ориентироваться и отвечать на вопросы по пунктам пересадки, а также знали свой маршрут следования, в том числе названия остановок. Планируем сделать это за месяц до внедрения новой маршрутной сети.
Кондукторов отправят на курсы по новой маршрутной сети.
– Это коснётся только кондукторов муниципальных предприятий или всех?
– Мы ставим задачу провести обучение со всеми кондукторами, в том числе с теми, кто работает на частников. Мы в июне собираемся отторговать новые маршруты на совершенно новых условиях. Кондукторы тех частных компаний, которые захотят работать в новой маршрутной сети, также должны будут объяснять пассажирам, как доехать, где можно совершить пересадку.
– Вы сказали, что при заключении контракта с транспортниками в договоре будут прописаны новые условия. Что изменится?
– Самое принципиальное изменение – это то, что все договоры с июля должны быть сделаны в рамках 220-го Федерального закона. Он устанавливает определённые правила составления договоров. Там торгуется не услуга по перевозке пассажиров, а транспортная работа. Будет начальная максимальная цена контракта, которую рассчитают по каждому маршруту. Будут просчитаны затраты, доходная часть, и в зависимости от величины убытка может быть назначена субсидия.
Раз торгуется транспортная работа, то в контракте она будет иметь конкретные величины. Будет прописано количество машин на линии, процент выполнения расписания, время начала и окончания выполнения работы. Также в параметрах мы планируем учесть количество жалоб граждан на тот или иной маршрут. Если транспортник выполняет все параметры, то он получает сумму, прописанную в контракте. Если он не выполняет какой-либо показатель, то его штрафуют согласно шкале понижения, прописанной в контракте. Пока установлено 11 параметров оценки транспортной работы. По итогам оценки каждый месяц предприятиям будет выплачиваться та или иная сумма, установленная договором.
– Зарплата водителей и кондукторов при внедрении новой маршрутной сети изменится?
– Зарплата зависит от эффективности хозяйственной деятельности транспортных предприятий. Исходя из того бюджета, который у нас сформирован на 2017 год, пока увеличения зарплаты не планируется. Уменьшения тоже.
Зарплаты водителям общественного транспорта поднимать в этом году не планируют.
– На остановках планируется разместить навигационные схемы маршрутов, для того чтобы горожане могли ориентироваться в новой сети. Кто их будет разрабатывать?
– Мы хотели бы, чтобы все элементы внедрения транспортной схемы были сделаны на самом лучшем уровне. У нас перед глазами есть пример, скажем, Дрездена или тех маршрутных сетей, которые рисовались в других городах Европы. Схема должна быть простой, легко читаемой, чтобы человек чётко определял, где находится, а также то, как и на чём ему добираться. Ярким примером является схема Московского метрополитена. Мы бы хотели, чтобы в идеале появилась такого рода схема. Скорее всего, над этим будут работать профессионалы.
Повременной тариф не будет дороже 28 рублей
– По словам Евгения Липовича, вы рассматриваете три варианта повременного тарифа: на 45, 60 и 90 минут. Выберут какой-то один или можно сразу все три внедрить?
– С учётом технических возможностей валидаторов и оборудования, которое есть у транспортников, можно реализовать максимум два повременных тарифа. Какой будет принят, я сказать пока не могу. Рабочая группа предлагает сделать два повременных тарифа. На мой взгляд, это будет более удобно, потому что будет возможность выбора. Те, кто ездит на короткие расстояния, смогут воспользоваться минимальным тарифом. А те, кто ездит на длинные, не будут дважды платить по минимальному, а смогут воспользоваться сразу длинным тарифом.
Возможно, для горожан введут сразу два повременных тарифа: например, на 60 минут и на 90 – для тех, кому ехать далеко.
– Некоторые горожане переживают, что наличными деньгами нельзя будет расплатиться за проезд…
– Наличная оплата проезда останется. Останутся и существующие виды проездных по Екарте. Более того, сейчас параллельно с повременным тарифом прорабатывается возможность снизить стоимость существующего проездного на все виды транспорта. В принципе это хорошая идея, которая позволит не считать поездки и спокойно ездить в общественном транспорте в течение месяца.
– Повременной тариф будет работать только по Екарте. Допустим, у меня есть пустая Екарта. Как я подключу тариф и как мне им пользоваться?
– В пункте пополнения вы выбираете повременной тариф и кладёте на Екарту некую сумму денег по аналогии с "электронным кошельком". Дальше с этой Екартой человек заходит в транспорт и прикладывает её к валидатору. В этот момент с него снимается та сумма, которая соответствует выбранному временному тарифному плану, например, "60 минут", а кондуктор выдаёт соответствующий билет. На билете будет указано время, и прописана снятая сумма.
Если возникла необходимость пересадки, пассажир заходит в следующее транспортное средство, также прикладывает там Екарту к валидатору. Если временной интервал не вышел, распечатывается следующий билет, но деньги в этом случае не взимаются, и человек едет дальше. Если в рамках этого временного периода возникнет необходимость ещё пересесть – точно такие же действия. Если он зайдёт в следующий транспорт на 61-й минуте, тогда у него вновь снимутся деньги, и отсчёт начнётся заново. Но, если он успел пересесть на 59-й минуте, он может спокойно ехать до конечной этого маршрута.
У повременного тарифа есть большой плюс – я могу успеть съездить по городу в одну точку и вернуться обратно, заплатив всего один раз. Сегодняшний вариант этого не допускает.
"У повременного тарифа есть большой плюс – я могу успеть съездить по городу в одну точку и вернуться обратно, заплатив всего один раз", – говорит Федотов.
– Как быть, если в какой-то маршрутке не будет работать валидатор?
– У нас были случаи, когда горожане жаловались на маршрутки, в которых не работает валидатор. Мы разбирались с этими ситуациями, но каждый раз это были фокусы перевозчиков. Оборудование, которое сейчас работает в транспорте, достаточно надёжное, оно испытано годами и проверяется перед выходом в рейс. Если валидатор не работает, значит, вези бесплатно. Если от граждан будут поступать жалобы по оплате на перевозчика – не принял Екарту, предложил другой вариант, сказал, что не работает валидатор, – то он не получит за работу указанную в договоре сумму. А если он не будет справляться с работой, то мы вовсе поставим вопрос о его замене.
– Вы будете согласовывать цену на повременной тариф с Региональной энергетической комиссией?
– У РЭК есть вполне конкретная методика установления тарифа за одну поездку. То, что мы предлагаем, – это принципиально другой тариф, и методики работы РЭК по повременному тарифу нет. Как мы будем его утверждать – этот вопрос пока находится в проработке. В Москве, насколько я знаю, повременной тариф в РЭК не утверждался. В принципе мы можем его легализовать через постановление главы администрации, ведь те тарифы, которые сейчас есть по Екарте, устанавливаются именно таким способом.
Отсчёт времени повременного тарифа начинается с момента, как Екарту приложат к валидатору.
– Вы можете уже сейчас сказать, сколько примерно будет стоить повременной тариф, допустим, на 60 минут?
– Сказать не могу. Но я знаю ту величину, которая сейчас прорабатывается, и скажу, что она чисто психологически выглядит привлекательно по сравнению с существующими тарифами, в том числе за наличный расчёт. Цена точно не будет больше.
– Вы прорабатываете два повременных тарифа. Не получится ли так, что максимальный повременной тариф будет стоить в два раза дороже установленного предельного тарифа 28 рублей, который начнёт действовать с 1 февраля? Таким образом, горожанам всё-таки придётся платить за пересадки.
– Говорить о том, что мы установим тариф и он будет 50 рублей... Исходя из тех расчётов, которые есть сейчас, такого не будет. Единственное, что если мы вводим тариф 90 минут, в рамках которого можно путешествовать по городу, добираясь из одной предельной точки города в другую, то он, конечно, будет стоить больше минимального повременного тарифа.
– В метро повременной тариф тоже будет действовать?
– Этот вопрос многие задают. Метро будет включено в систему повременного тарифа. Есть у нас проблема, связанная с тем, что терминалы метрополитена устарели. Мы сейчас её решаем, и к 1 июля мы установим на турникетах современное оборудование, которое будет принимать повременной тариф. В наземном транспорте Екарту к валидатору будет прикладывать кондуктор, а в метро – вы сами, проходя через турникет.
Перевозчиков на маршруты будут искать через конкурс, говорит Федотов.
Больше половины маршруток исчезнет
– Количество автобусов в новой маршрутной сети уменьшится?
– В новой маршрутной сети потребность больших автобусов составляет порядка 240 машин. Сегодня на линии должно быть 337 автобусов, но исходя из финансового состояния МОАП на дороги выходит меньше. Мы считаем, что при внедрении новой схемы МОАП предельную цифру в 240 машин должен обеспечить. С учётом того, что до конца года они получат новые НефАЗы и в парке будет 169 новых автобусов. Что касается автобусов средней вместимости, то сегодня их порядка 900 штук. В новой маршрутной сети их будет около 270 штук. Мы посчитали, что этого должно хватить.
Но отмечу, что не обязательно на маршрутах с автобусами большой вместимости будет работать только МОАП. Все маршруты будут торговаться через конкурс. Кто предложит лучшие условия, тот и будет работать на маршруте.
Маршруток в Екатеринбурге станет в три раза меньше.
– И как быть частным перевозчикам, которые сейчас работают и которые не смогут купить большие автобусы?
– Всего у нас 28 частных транспортных компаний. Частных перевозчиков, которые работают на улицах города, имеют свой парк автобусов и водителей, обслуживают несколько маршрутов, можно пересчитать по пальцам руки. Остальные же – это арендные автобусы, которые нанимаются вместе с водителем и выгоняются на маршруты. Вот и получается, что на маршруте вместо положенных 16 автобусов двигаются только 4. И то они отбегают в часы пик, и после 8 вечера их нет. Бегая днём, они устраивают гонки на светофорах, собирают народ на станциях метрополитена. Мы считаем, что, выставляя условия по автобусам, мы стараемся улучшить транспортную безопасность.
– А если частные перевозчики, которые не выиграют конкурс, по своей воле продолжат возить горожан?
– Это у нас уже было, мы это проходили в 2011–2012 годах. Есть способ это побороть. Тогда работала администрация города, ГИБДД, автодорожный надзор, налоговая. Это незаконная деятельность со всеми вытекающими.
В мэрии полагают, что при новой маршрутной сети останутся работать только добросовестные частные перевозчики.
Изменений маршрутов после внедрения не будет
– Как быстро готовы вносить изменения в транспортную схему после её внедрения?
– Мы понимаем, наверное, всё равно какие-то элементы нам придётся в результате внедрения корректировать. У нас уже сейчас поставлена задача проработать какие-то точки, где нам после внедрения придётся обеспечивать контроль с первого же дня, чтобы посмотреть, нет ли там ошибки. По результатам анализа этих точек сразу же будут проведены корректировки. Они могут быть с точки зрения увеличения подвижного состава, интенсивности движения. У нас для этого создаётся центр управления пассажирскими перевозками, который будет контролировать работу транспорта.
Изменение маршрутов, скорее всего, после внедрения не понадобится. Всю эту работу мы постараемся сделать хорошо и качественно до внедрения новой транспортной схемы. К концу марта у нас схема должна быть окончательно сформирована, и мы по сей день собираем предложения по корректировкам (их можно слать лично Евгению Липовичу).
Изменять маршруты новой транспортной схемы после внедрения не планируют.
– Центр управления перевозками – это новая структура, или она будет создаваться на базе какой-то уже существующей?
– Он создаётся на базе Центра организации движения. Там уже есть практически готовая техническая база, и с минимальными объёмами работ мы можем организовать там этот центр. Мы сейчас делаем основной упор на то, что есть современное программное обеспечение, которое может взять на себя львиную долю ручной работы по сбору и анализу информации, которую сейчас совершают диспетчеры. Мы проводили переговоры с возможными поставщиками этих программных продуктов. Есть несколько программных систем, которые позволяют с минимальными затратами организовать 100-процентный контроль за всеми передвижными единицами. Диспетчер через имеющуюся уже сейчас связь с водителем будет корректировать движение подвижного состава. В будущем мы хотим, чтобы эта система имела развитие, чтобы у водителя был маленький планшет, где он мог бы видеть график своего движения. Отстаёт он или, наоборот, спешит.
– Сколько будет стоить это программное обеспечение?
– Техническое задание уже составлено, в начале февраля мы разместим конкурс. Сколько это будет стоить, увидите на конкурсе. Мы планируем, что в марте программа уже будет поставлена.
Если троллейбусы встали, Центр управления пассажирскими перевозками мгновенно подскажет водителям, что делать, и пустит на "заглохший" участок другой транспорт.
– Недавно Евгений Липович анонсировал перенос 30 остановок. Какие остановки перенесут, куда и зачем?
– Это нужно, для того чтобы сделать пересадку комфортной. Ярким примером является перекрёсток Ленина и Луначарского – там остановки транспорта находятся далеко друг от друга. Также на перекрёстке Щорса и 8 Марта остановка трамвая достаточно далеко находится от перекрёстка. Таких мест больше 30 – всего 66, которые мы разбили на три этапа. Мы сейчас рассматриваем их и думаем, как решить проблему, чтобы горожане могли пересаживаться быстрее и комфортнее. Также сейчас согласовывается список мест, где нужно будет поставить новые остановки.
– Одной из улиц, где нужны остановки, является Московская, по которой уже с 1 июля планируют запустить автобусы?
– Да, на участке от Щорса и Куйбышева остановок практически нет, там их ставить негде. Тем не менее, используя альтернативный вариант, мы посчитали необходимым запустить этот автобус уже в этом году. Хотя автобус на Московской первоначально был в трёхлетнем плане.
По улице Московской с 1 июля начнут ходить автобусы.
– На втором этапе внедрения новой маршрутной сети планируется выделение полос для общественного транспорта и обособление трамвайных путей. Назовите улицы, где это планируется сделать.
– Сегодня почти 50% трамвайных путей в городе обособлены. Там, где это сделано, скорость движения трамвая намного выше скорости движения другого транспорта. Ярким примером является улица Бебеля. Что касается планов, то, например, ГИБДД нам выдала предписание обособить трамвайные пути на улице Высоцкого на ЖБИ, так как там много нарушителей. Сейчас решаем вопрос, как нам с этим быть. Мы также прорабатывали вопрос обособления путей по улице Радищева, но там, к сожалению, это создаст проблемы личному транспорту. Сейчас смотрим, на каких улицах это ещё можно сделать.
В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу мы определили 28 участков улиц, где нужно выделить полосу для общественного транспорта. Это практически вся центральная часть города: Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Белинского, Малышева, участки в районе Автовокзала и так далее. Эти полосы с ГИБДД уже согласованы. Там совместно с областным Минтрансом мы планируем установить камеры видеофиксации нарушений. Однако денег на 28 точек не хватает, хватает только на 9. Но если не будет камер, то полосы работать не будут. Пример тому улица Белинского: пока камеры там не поставили, народ ездил по "выделёнке", как по родной.
Горожане до марта ещё могут вносить свои предложения по новой сети маршрутов.
– Вы до сих пор вносите изменения в новую схему. Сколько жалоб на одну проблему должно прийти, чтобы были внесены изменения?
– Мы изменения делаем не по количеству жалоб. Если предложение носит конструктивный и аргументированный характер, мы эти предложения в любом случае рассматриваем. У нас продолжает работать рабочая группа, которая занималась построением этой новой маршрутной сети. Та информация, что её построил Джарретт (Уокер, американский транспортный эксперт. – Прим. ред.), неверная. 80 процентов работы принадлежит нашим транспортным специалистам. Джарретт давал лишь методологию, как это делать. Эти специалисты сейчас рассматривают замечания и предложения горожан.
Фото: Маргарита ВЛАСКИНА, Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU