Как показала негативная практика уже двух недель, найти время на написание статьи в будни зачастую не получается, на написание тратится по 4-5 часов, поэтому отныне не обещаю писать каждую неделю, буду писать по возможности.
#велики_по_средам
#велоликбез
Выпуск 5. Виды велосипедных сёдел
Сёдла бывают разные —
,, .
Но всем одинаково хочется
Комфорта для пятой точки, да!
Велосипедное седло — одна из самых важных частей велосипеда, зачастую определяющая комфорт при катании. Купив дорогущий велосипед, можно запросто его возненавидеть уже после 30 км езды. Затёкший ноющий зад, болящие "косточки", натёртые до мозолей бёдра... Многие не придают выбору седла должного значения, а другие придают, но под влиянием стереотипов и собственных убеждений выбирают совсем не то, что следовало бы. И лишь единицы подходят к выбору со всей серьёзностью.
Вы наверняка слышали от знакомых удивлённые комментарии по поводу ваших поездок больше 50 км, навроде: "Вот ты монстр! Моя пятая точка столько не выдержит! Мне нужен велодиван!".
В чём же причина? И поможет ли пресловутый "велодиван"? Попробуем разобраться.
Разделим сёдла по следующим категориям:
- Назначение
- Крепление
- Материалы (пожалуй, не буду рассматривать — кожа, кожзам, синтетика, пластик, различные наполнители от поролона до пены EVA, рельсы из стали, карбона, титана, хромоля, пластика, — прямо влияют на вес, долговечность, прочность и цену)
1. Кто-то проводит "в седле" каждый день, набирая по 10-50 километров в день. Кто-то выбирается лишь на выходных, но проезжает 50-150 км за раз. Некоторые используют велосипед раз в месяц в хорошую погоду, чтобы прокатиться по парку 5-10 км. А в некоторых случаях спортсмены не слезают с велосипеда 24 часа, участвуя в гонках на выносливость. А экстремалы на трюковых велосипедах зачастую вообще не пользуются седлом, оно установлено лишь для спасения пятой точки от ударов во время выполнения различных трюков и прыжков. Разумеется, в наше время для всего многообразия задач и применений можно подобрать подходящее седло.
• Спортивные сёдла для "крутильных" дисциплин
Наиболее требовательными в выборе седла являются спортсмены, активно педалирующие и проезжающие много километров сидя, например на шоссе и треке. Неудивительно, ведь такие сёдла должны быть максимально жёсткими, лёгкими, узкими, но с чётко подобранной шириной, чтобы седалищные бугры (о них чуть ниже) помещались на площадке, не свисая, не сползая в срединную канавку седла, если таковая имеется.
Насчёт канавки у велосипедистов нет единого мнения. Одни считают, что она полезна для здоровья мужчин и приспособлена к анатомии человека, другие считают её излишеством, т.к. даже при небольших перемещениях пятой точки по седлу (а задница постоянно ёрзает по нему во время езды) в неё могут попадать седалищные бугры, что приносит определённый дискомфорт.
Наименьший дискомфорт при спортивной езде доставляют такие сёдла, которые достаточно узки, чтобы на заднюю площадку помещались и не сползали седалищные бугры и чтобы передней части не касались бёдра. Жёсткость седла не даёт седалищным буграм "проваливаться", проминать седло, что позволяет избежать пережимания артерий и затекания мягких тканей. Велосипедистам, далёким от спорта, это может показаться странным, и один вид жёсткого узкого седла может вызывать ощущение дискомфорта, но это факт — чем мягче и шире седло спортсмена, тем быстрее спортсмен слезет с велосипеда из-за затёкшей или натёртой задницы, ни о какой гонке тут уже не может быть и речи.
В выборе ширины седла помогают специализированные устройства (их так и называют — Specialized), которые измеряют расстояние между седалищными буграми. Наглядная картинка демонстрирует процесс измерения и показывает те самые бугры, которые контактируют с поверхностью:
Про Specialized — шутка, если что.
Множество других видов спорта, таких как кросс-кантри, циклокросс, триатлон, эндуро, трейлрайдинг и другие используют похожие по технологиям сёдла. Отличиями являются небольшое изменение формы седла и добавление небольшого количества наполнителя для амортизации ударов при агрессивной езде по бездорожью.
• Спортивные сёдла для трюковых и гравити-дисциплин
Здесь педалирование отходит на второй план и зачастую оно вообще совершается стоя. В этих дисциплинах седло используется для педалирования на каких-то относительно ровных участках, которые, в общем-то, встречаются нечасто (например, в даунхилле). Да и то педалирование осложняется положением седла, которое отклонено назад (этому способствует преимущественно скоростная езда с горы вниз, райдер почти всё время отклоняется назад над своим велосипедом).
Такие сёдла не гонятся за меньшим весом, здесь больше важна прочность, амортизация ударов, чуть более широкая площадка, которую можно зажимать бёдрами во время выполнения прыжков и иногда дополнительный рельеф для большего сцепления задницы с седлом (соскользнувшая на какой-нибудь кочке задница спасибо райдеру не скажет).
Либо седло используется лишь как "отбойник" для задницы на велосипедах с максимально заниженной трюковой рамой, где седло находится вплотную к заднему колесу. Например, в BMX, стрите, 4кроссе, пампе, дёрте, триале и др. Райдеры почти никогда не ездят на таком седле сидя, потому что это попросту неудобно, крутить педали становится невозможно, можно лишь просто катиться.
Вес такого седла играет не последнюю роль, т.к. трюки так или иначе предполагают поднятие велосипеда в воздух. Но вот материалы, прочность, выбор ширины значения не имеют, лишь бы заднице было обо что удариться вместо рамы или колеса.
Размеры седла как правило минимальные. Исключение составляют небезызвестное седло Azonic Loveseat и его аналоги, используемые самыми безбашенными городскими райдерами и фрирайдерами на велосипедах с ходом подвески 300 мм (для сравнения — в даунхилле только 200 мм) на самых прочных и тяжёлых компонентах.
Такие велики называются "стритец", используются для выполнения прыжков с наибольших высот или в большинстве случаев для езды за пивом.
Я честно искал картинки стритца, как говорится, "ин экшн", но нашёл всего одну. Зато просто пофоткаться или с пивом покататься — случаев полно
Что-то отвлёкся. Продолжаем.
• Комфортабельные
Да, категория странная, т.к. спортсменам их сёдла, как мы уже разобрались, вполне комфортабельны. Но тут рассмотрим классическое понимание слова комфорт.
Что думает велосипедист, купивший свой первый велосипед и ощутивший доселе незнакомые боли на заднице? "Надо смягчать!"
В ход идут огромные мягчайшие "диваны" и гелевые накладки на седло. Хочу сказать, что для велосипедистов, выбирающихся раз месяц покататься на небольшие расстояния, это вполне приемлемо.
Это смягчение вполне уместно для городских велосипедов с вертикальной посадкой, где все удары с колёс передаются на позвоночник велосипедиста, и, соответственно, для неспешной езды. Если же велосипедисту этого мало, и он накатывает приличные расстояния на высокой скорости или использует велосипед для каких-то спортивных дисциплин, такие сёдла доставят лишь дискомфорт и повысят усталость. Причина проста — слишком много контакта задницы с седлом. Проваливаясь в мягкий диван, задница вроде бы получает ожидаемый комфорт на какое-то время. Но при этом пережимаются артерии, бёдра то и дело трутся о широкое седло, и в итоге довольно скоро начинается онемение промежности и жжение в местах трения. Добавим сюда повышенное потоотделение и забудем про такие сёдла насовсем.
Отдельно хочется сказать про гелевые накладки, которые не будут полезны вообще никому. Ёрзают по седлу туда-сюда, на них трудно сесть правильно, влагу не отводят. Гораздо лучшим решением будет купить велотрусы с подкладом ("памперсом"), которые успешно отводят влагу (а не впитывают, как многие думают из-за названия "памперс") и добавляют немного мягкости.
Особняком стоят кожаные сёдла, которые зачастую ещё и подпружинены. Вы такие видели на советских велосипедах:
У данных сёдел есть несколько преимуществ перед "диванами":
- пропускают влагу, потение больше не страшно
- не имеют излишней мягкости, контакт в двух точках, как на спортивных сёдлах, онемение и затекание больше не страшны
- имеют эффект запоминания, когда кожа седла со временем немного проминается под седалищными буграми, седло становится как привычное удобное кресло, подходящее именно вам.
Советский Союз канул в лету, и сегодня такие сёдла считаются раритетом. Но есть один известный производитель, культовый у некоторых велосипедистов, — английская компания Brooks, не первый век специализирующаяся на изделиях из кожи, а в наше время известная благодаря своим велосёдлам.
Выбор моделей очень велик, все перечисленные выше плюсы советских сёдел в полной мере относятся и к этим сёдлам. Я ещё не видел негативных отзывов, владельцы очень довольны их приобретением — Брукс очень любят владельцы сити-байков и велотуристы.
Но, в отличие от копеечных советских сёдел, цена на Брукс отпугнёт очень многих, ведь некоторые велосипедисты обладают велосипедами меньшей стоимости, чем одно седло Брукс Кроме того, сёдла требуют тщательного ухода и защиты от воздействия окружающей среды.
2. Не удивлюсь, если никто из вас не знал про различные виды креплений, ведь стандартные одинарные рельсы — используются на подавляющем числе велосипедов. Я и сам до недавних пор знал только три вида креплений, а об остальных узнал во время написания статьи, наверняка не обо всех. Ещё подозреваю, что на старых велосипедах тоже были свои крепления, ныне позабытые. Как минимум на велосипедах Урал. Но рассматривать будем современные варианты.
• Одинарные рельсы
Да, именно их вы видели на окружающих вас велосипедах, и на своём в том числе. Они стоят на детских и на взрослых, на спортивных и городских велосипедах. Рельсы зажимаются замком подседельного штыря. Допускается смещение вперёд-назад в пределах прямого участка рельс для подгонки.
Рельсы делают из прочных материалов с различным весом, что прямо влияет на стоимость (сталь, хромоль, титан, карбон).
• Двойные и тройные рельсы
Случайно узнал при написании статьи, когда заинтересовался некоторыми необычными сёдлами Brooks:
Производитель снабжает эти модели сёдел зажимами, которые ставятся на прямые подседельные штыри. Добавить тут нечего, такой крепёж обусловлен используемой конструкцией седла, а именно пружинной амортизацией.
• I-beam
На английском языке это означает балку, именуемую у нас как "двутавр". Форма похожа на латинскую букву I.
Когда создатели стандарта, компания SDG, решили облегчить и без того лёгкие рельсовые сёдла, они задумались над использованием пластика и карбона в качестве рельсы. Но при этом страдала прочность, т.к. рельсы в то время были слишком тонкими для карбона и тем более пластика, чтобы выдерживать вес велосипедиста. Тогда они решили использовать форму двутавра и разработали новый стандарт I-beam.
Высокая прочность при небольшом весе, очень большой диапазон сдвига седла. Увы, сегодня самые дорогие рельсовые сёдла имеют более низкий вес, так что стандарт I-beam слабо поддерживается другими производителями. Тем не менее, выбор моделей имеется, особенно в дисциплинах, где нужна повышенная прочность.
• T-Rail и Vector Evo
Первое — разработка компании Kore, как развитие технологии I-Beam (компоненты имеют обратную совместимость). Подробной информации не нашёл, как и ассортимента в магазинах, хотя гугл выдаёт много картинок. Вероятно, стандарт не прижился или распространяется только компанией Kore.
Второе — разработка компании Ritchey, история та же, только обратной совместимости нет, нужен специальный замок для подседельного штыря.
• Pivotal
Зубчатые площадки на подседельном штыре и седле стягиваются одним болтом. Конструкция очень простая и прочная, что даёт преимущество данному стандарту в трюковых дисциплинах типа BMX, Dirt, Street и других.
В отличие от рельсовых сёдел, регулировка наклона седла производится самим седлом, а не замком подседельного штыря. В данном случае подседельный штырь представляет из себя монолитную неподвижную деталь.
• Tripod
Пока писал про стандарт Пивотал, наткнулся на ещё один конкурирующий стандарт для трюковых велосипедов.
Трёхточечное крепление (два паза и один болт). Регулировка наклона седла осуществляется болтом. По заверениям авторов стандарта, он является более прочным, чем Pivotal, при том же весе.
• Комбосёдла
Подседельный штырь и седло являются одним целым. Штырь просто вставлен в отверстие в седле. Никаких регулировок нет, самый простой вариант исполнения. Используется, что вполне логично при отсутствии регулировок и такой короткой длине штыря, на трюковых велосипедах BMX, Street и других.
• Внезапно — отсутствие седла вообще
Решил всё же включить этот вариант, хоть он не совсем подходит под данную категорию. Да, бывают велосипеды без седла. Вы наверняка их видели в популярных видео, т.к. они часто "гуляют" по инету, в том числе бывали в нашей велотеме. Это видео про дисциплину триал, а велосипеды без сёдел, стало быть, триальные.
Да, не все велосипеды для велотриала без сёдел. Например, у, пожалуй, самого известно триалиста Дэнни МакАскилла велосипед с седлом:
Но нас интересуют вот такие модели:
Рамы настолько низкие, что от седла нет никакого толку, скорее на колесо плюхнешься во время прыжка А прыгать они любят, это, собственно, основное предназначение данные велосипедов — запрыгнуть туда, куда никакой другой велик не запрыгнет.
Касательно количества стандартов креплений добавлю одну популярную картинку:
Всем комфортных сёдел!
Предыдущий выпуск: https://akademekb.ru/p/1056957