Анастасия Ромашкевич, 27.11.2014
29 ноября окончательно вступят в силу поправки в ПДД. Распространятся они, в том числе, и на велосипедистов. С весны было много споров, как трактовать отдельные пункты правил, были там какие-то загвоздки и разночтения, но одно точно — велосипедистам запрещено перемещаться по пешеходным переходам. Не хочешь налететь на штраф в 800 рублей, изволь спешиваться.
«Зебра» и проезд перекрёстка в Севилье, Испания.
Говорят, мера вызвана повышенной аварийностью на переходах, но тут много неясного. Если зебра прилагается к светофору, то машина должна остановиться на красный свет, не важно, кто перед ней — пешеход, велосипедист или пустое место. Если зебра сама по себе, то машина опять-таки должна по правилам притормозить при подъезде к переходу — надо убедиться, что никто не собирается пересечь улицу, и только потом ехать дальше. Почему при соблюдении этих правил водителем, велосипедист оказывается более лёгкой жертвой, чем пешеход, не ясно.
Но речь даже не об этом — говоря о преступлении и наказании, важно сначала принять все возможные превентивные меры, а уж потом карать нарушителей. Поэтому, в целях профилактики, стоит ответить на два вопроса:
1. Как так вообще получается, что транспортное средство под названием велосипед, начинает передвигаться по пешеходному переходу?
2. Почему велосипедисты не хотят спешиваться? Может, они просто вредничают?
По техническим причинам удобней для начала ответить на второй вопрос. Люди выбирают велосипед как средство передвижения не только ради удовольствия, но и за скорость — иногда оказывается, что это самый быстрый способ передвижения по городу. Спешиваясь, велосипедист теряет не только время, но и силы — чтобы разогнаться с нуля, надо израсходовать много энергии. Кстати, разогнать велосипед, ползущий с пешеходной скоростью 5 км/ч, гораздо легче. Поскольку законодатели говорят, что аварийность велосипедистов связана с их высокой скоростью, то логично было бы требовать не спешивания велосипедистов, а снижения их скорости до минимума.
Женева, Швейцария.
Возможно, узнав о новых штрафах, пешеходы решат, что эта мера защищает их интересы. Большинство светофоров в Москве имеют совершенно нечеловеческие настройки, люди порой ждут зеленого сигнала минуты две, и за это время на тротуаре скапливается толпа. Зато зелёный горит секунд пятнадцать, и когда в эту толпу, скачущую по зебре, чтоб уложиться в отведённый срок, вклинивается ещё и велосипедист, неудобно всем. Однако пешеходам радоваться нововведению не стоит — те же самые обновлённые ПДД узаконивают движение велосипедистов по тротуарам при условии, что «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине». Этому условию соответствует почти полностью любой российский город.
И тут мы возвращаемся к первому вопросу — почему велосипедисты вообще пользуются пешеходными переходами. Ответ простой: потому что переход — продолжение тротуара, по которому велосипедисты едут на вполне законных основаниях.
Велодорожка и пересечение с автомобильной дорогой в Копенгагене.
Я, как и все участники проекта Let’s bike it!, не поклонница этой практики. Больше того, было бы круто каким-то образом снять всех этих людей с тротуара, уговорить их переместиться на дорогу — это стало бы весомым аргументом в пользу создания хоть какой-то дорожной велоинфрастуктуры. Но я не всегда так думала, поначалу я тоже ездила по тротуару, поэтому я могу понять других людей, которые не хотят бороться за велоинфраструктуру, рискуя своим здоровьем. Когда на расстоянии вытянутой руки мимо тебя свистят машины на скорости 100 км/ч и больше, приятного мало. На Тверской, когда там нет пробок, штрафовать за превышение скорости можно каждый второй автомобиль, но куда увлекательней бороться с велосипедистами!
Организация автомобилистов «СПБ.АВТО» совместно с ГИБДД провела летом в Санкт-Петербурге акцию «Велоолень»
по предупреждению ДТП с участием велосипедистов на пешеходных переходах. Акция была призвана сократить ДТП
с участием велосипедистов.
Меня не слишком беспокоит новое правило — я не часто оказываюсь на пешеходным переходах, но тех, кто на вполне законных основаниях перемещается по тротуару, оно касается напрямую. Я вижу два сценария. Либо на закон тут же забьют — люди будут ездить, как раньше, а у врагов велосипедизации появится новый повод поговорить о том, какие плохие люди велосипедисты. Либо будут показательно штрафовать, и тогда людям придётся приспосабливаться. История со спешиванием ещё худо-бедно приемлема, если ты едешь вдоль большой автодороги, где большие перегоны и мало переходов. В центре, где улицы образуют плотную сеть, спешиваться придётся через каждые сто метров. Так ездить невозможно. Возможно, для кого-то это станет стимулом перебраться не проезжую сеть, но менее смелые просто оставят велосипед дома.
При ограничении скорости до 30 км/ч и наличии велодорожки даже люди старшего возраста совершают поездки
на велосипеде и не боятся ездить на велосипеде по дороге.
Если бы в городе были велодорожки, соблюдался скоростной режим, и создавались прочие условия для велодвижения, у велосипедистов не было бы причин ездить по тротуарам и зебрам. Поездки на велосипеде стали бы гораздо безопасней, а у пешеходов пропали бы причины жаловаться на велосипедистов. Но вместо того, чтобы предотвращать аварийные и конфликтные ситуации, правительство начинает выписывать штрафы и даёт людям повод задуматься, а стоит ли вообще выезжать на городские улицы на велосипеде.