Продолжу.
Не так давно там был расквартирован истребительный полк "Нормандия-Неман"...был.
Рядом непосредственно аэродром, со стратигами...в Галенках космики - для сопровождения "Бурана".
В период корейской войны полк был передислоцирован на ДВ...там его и убили...реформы.
Личный состав
Советский штабной и технический состав полка «Нормандия-Неман»
Капитуляция Франции еще не означала, что сдается французский народ. Зарождение эскадрильи «Нормандия».1942 год – трудное время для СССР. Победа советской армии на Волге вдохновила летчиков ”Нормандии”.
Ноябрь 1942 года. Шли непрерывные бои Советской Армии с немецко-фашистскими полчищами. Фашистские орды рвались к Волге, тянули черные лапы к нефтяным районам кавказа…
В небе Баку послышался гул моторов. Нет, это не вражеские самолеты! Им не видать неба Баку. Это летели в Москву французские летчики эскадрильи “Нормандия”. Невероятно, но факт!
Из оккупированной и капитулировавшей частей Франции, из Северной Африки, Лондона и Каира, из Сирии и Мадагаскара, даже из Индо – Китая, с риском для жизни, перенеся нечеловеческие лишения, совершая побеги из тюрем, стекались в Советский Союз мужественные французские летчики, чтобы на советской земле и советским оружием сражаться против общего врага, бороться за освобождение родной Франции. 15 летчиков и 44 техника – вот та горстка добровольцев, которая решилась на такой смелый шаг. Призыв Коммунистической партии Франции об организации повсеместного сопротивления врагу, дошел до сердец истинных сынов Франции.
Патриотическое начинание французских летчиков нашел отклик среди всех честных французов, проживавших на Британских островах, в Ближнем Востоке и Африке. За всю войну они не забывали своих питомцев и присылали, хотя не дорогие, по цене, но очень дорогие солдатскому сердцу посылки на наш фронт. О формировании эскадрильи “Нормандия” в самой Франции узнали значительно позже.
Тяжел и тернист был путь от Москвы до берегов Балтики истинных сынов свободолюбивой Франции, собравшихся под знаменами эскадрильи “Нормандия”. Победы сменялись огорчениями, радости – тоской по Родине, изнывавшей под игом оккупантов.
Организаторами эскадрильи “Нормандия” были: ее первый командир майор Жан Луи Тюлян и капитан Альберт Литтольф. В сущности организаторами эскадрильи надо считать также всех летчиков, записавшихся в нее добровольцами. Это были первым долгом “три мушкетера” :Марсель Лефевр, Альберт Дюран и Марсель Альберт, удравших из вишитского Орана в Гибралтар, совсем юный Ролан Де ля Пуап, сбежавшего из оккупированной Франции, нанялся официантом на турецкий пароход, и уехал в Бейрут. Видными деятелями и искусными летчиками эскадрильи были пресиози и Кастелен. Было бы несправедливым выделить только упомянутых лиц. Рождение “Нормандии” – заслуга всех летчиков и техников эскадрильи.
Эскадрилья “Нормандия” образовалась на авиационной базе Раяк, расположенной на Ближнем Востоке (Ливан).12 ноября 1942 года добровольцы – летчики и техники эскадрильи “Нормандия” через Багдад и Тегеран вылетели в Советский Союз, пролетев через Баку, Астрахань, огибая пылающий в огне Сталинград, и 29 ноября 1942 года они прибыли в город Иваново.
Директивой Главного штаба ВВС от 25 ноября 1942г, официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи “Нормандия” под флагом Свободной Франции с правом ношения темно-синей формы французских ВВС, с правом ношения всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Официальным языком эскадрильи был признан французский язык. Эскадрилья имела собственное французское знамя, на котором красовался герб одной из наиболее пострадавших от фашизма провинций - Нормандии. Даже радиопозывной сигнал был выбран самими французскими летчиками “Раяк”. Командовал эскадрильей также Французский офицер – майор Жан Тюлян.
Эскадрилья была прикомандирована в 6-ую Западную авиабригаду, базировавшуюся в г. Иваново для обучения и тренировки. Бригадой командовал полковник Шумов.
Главнокомандующим ВВС Советской Армии французским летчикам было предоставлено право выбора любого самолета. Им пришелся “по душе” самолет “ЯК-1”, советского авиаконструктора Яковлева А.С. Летчики так и начали переучиваться на этих самолетах.
Французские летчики прибыли в Советский Союз в тяжелые дни для нашей Родины. Враг рвался к Волге. Но вскоре Советская Армия одержала величайшую победу под Сталинградом.
Разгром немецких войск на Волге воодушевил французских летчиков и именно в этот момент они поняли, что не ошиблись, избрав советско-германский фронт для борьбы с общим врагом, за освобождение Франции от немецко-фашистской оккупации.
Французские летчики, живя в рабочем городе Иваново, а в 1944 году в Туле, имели возможность побывать в семьях советских людей и воочию убедиться в твердости духа советского народа, ведущего смертельную схватку с немецким фашизмом, убедиться в сердечности их отношения к советскому народу, к его сыновьям в их лице. Они могли видеть как живут советские люди, впервые сбросившие господство капитала, познакомиться с их культурно – политическим уровнем, узнать их мысли и стремления.
Французы крайне были удивлены всем виденным, так как все это сильно отличалось от той картины, которую обрисовывала буржуазная пропаганда на Западе и против ничего плохого говорить они не могли: все было правильно и разумно. На душевное отношение советских людей к ним , - они отвечали, в свою очередь, тем же. Эту теплоту чувств “Нормандцы” сохраняют в душе и по сей день.
Прибытие на Западный фронт. Великая битва на Курской дуге. Гибель Жана Тюляна. Фронтовая дружба дает возможность преодолеть все трудности.
22 марта 1943 года эскадрилья “Нормандия” в составе 15 боевых самолетов “ЯК-1” прибыла на Западный фронт и разместилась на фронтовом аэродроме в местечке Муковнино, около полотняного завода Калужской области. Не надо забывать, что фронтовая линия в то время проходила в 150 км западнее от Москвы. Прилетавших Французских летчиков тепло встречали советские летчики и техники, командующий 1 – ой Воздушной армией генерал – лейтенант авиации Худяков С. А., командир 303 Истребительной Авиадивизии генерал – майор Захаров Г.Н., в составе которой эскадрилья, а за тем полк “Нормандия” провоевали всю войну.
Французские летчики стали жить фронтовой жизнью. Впервые они познакомились с фронтовой землянкой, с полюбившимися им песнями “Катюша” и “Татьяна” и реально ощутили русский климат.
Особенно запомнился французским летчикам аэродром в местечке Хатенки, недалеко от старинного города Козельска, где они побратались с летчиками 18-го Гвардейского авиаполка под командованием гвардии полковника Голубова А. Е.
Навсегда останутся в памяти имена павших смертью храбрых летчиков 18 Гвардейского полка: Героя Советского Союза Семена Сибирина. Героя Советского Союза Владимира Баландина, Бориса Ляпунова, Василия Архипова и Дмитрия Лобашова, сражавшихся рука об руку как боевые братья против фашистских стервятников.
Нельзя забыть и ныне здравствующих летчиков того же гвардейского полка Константина Федорова, Ивана Заморина, героев Советского Союза Николая Пинчука и Василия Серегина, которого за исполнение песни «Татьяна» французы звали «капитан Татьяна». С этими летчиками как родные братья провели всю войну французские летчики и со многими из них поддерживают дружбу в настоящее время.
Хотя коротка была – не менее полугода – совместная работа «нормандцев» с летчиками Гвардейского истребительного полка, которым командовал в то время Дважды Герой Советского Союза полковник В. Лаврененков, ныне генерал-лейтенант авиации, но их фронтовая дружба продолжается до наших дней. Когда французские друзья приезжают в Москву, они по-прежнему встречаются с дважды Героем Советского Союза Алексеем Алелюхиным и дважды Героем Советского Союза Амет-Хан Султаном.
Вечно будет жить в памяти французских и советских авиаторов имена маршала авиации Худякова С.А., дважды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Хрюкина Т.Т., командовавших тогда 1-ой Воздушной Армией, а также прославленного и талантливого полководца, командующего 3-им Белорусским фронтом дважды Героя Советского Союза генерала армии Черняховского Н.Ф.
Большое внимание французскому авиационному формированию оказывали Главнокомандующий ВВС Советской Армии Главный маршал авиации А,А, Новиков, его заместитель по тылу генерал-полковник авиации А.В. Никитин член Военного Совета генерал-полковник авиации Н.С. Пиманов, Начальник Главного Штаба ВВС маршал авиации Фалалеев, начальник импортного Управления ВВС генарал-майор авиации С.Т. Леванович и многие другие, очень уважаемые товрищи. С французской стороны особую заботу проявлял начальник военной миссии в СССР генерал Э. Плети.
О всех выше упомянутых товарищах можно найти теплые слова в фотоальбоме.
Летом 1943 года началось одно из крупнейших по масштабам сражение второй мировой войны – битва на Курской дуге. Французские летчики под командованием Жана Тюляна и Альберта Литтольфа вступили в смертельную схватку с врагом. Надо было видеть, как они загорались энтузиазмом всякий раз, когда с высоты полета видели размах и силу наступления советских войск.
Юркие истребители «ЯК-1» стрелой проносились над линией фронта, оставляя за собой белую пелену инверсии; треск пулеметных и пушечных очередей перекрывал гул моторов. В русском небе слышна была французская речь:»Алло, Раяк! Алло нормандцы! В атаку!»- доносился голос командира эскадрильи майора Жана Тюляна.
Город Орел, охваченный огнем, в тяжелых боях обретал свободу. Но в неравном бою пали смертью храбрых Жан Тюлян и его боевой помощник капитан Альберт Литтольф. Это была тяжелая потеря для неокрепшей эскадрильи «Нормандия». Но ее знамя поднял достойный преемник Тюляна – майор Пьер Пуйяд, совершивший почти кругосветное путешествие, сбежав из тогдашнего Индо-Китая через Америку и Англию, прибыв в Советский Союз, чтобы продолжать борьбу против общего врага.
Вскоре прибыло небольшое пополнение из Алжира, в числе которого был капитан Поль де Форж. В 1940 году в небе Франции он был ранен в ногу и ходил с тросточкой, конечно, только на земле. Этот уравновешенный, волевой человек, миролюбивый на земле, в воздухе дрался, как лев.Фотографии в альбоме дают возможность посмотреть мужественные лица этих людей.
В августе 1943 года эскадрилья была переименована в 1-й Отдельный Истребительный авиационный Полк «Нормандия» сражающейся Франции (1-й ИОАП). Хочется особо отметить, что «Нормандия» всегда рассматривалась Советским командованием как французское национальной формирование.
Часто нас, советских ветеранов полка спрашивают: как воевали на нашем фронте французские летчики? На этот вопрос с гордостью можно ответить: воевали они честно, самоотверженно, храбро и с умением. За них никогда не придется краснеть французскому народу.
Итогом 1943 года был: 77 сбитых самолетов противника.
В начале 1944 года в Туле полк подкрепился летчиками и в 4-х эскадрильном составе в мае 1944 года прилетел на 3-ий Белорусский фронт, базируясь вблизи деревни Дубровка (Казимировка) западнее Смоленска.
Люди полка, Патриотизм – источник силы полка. Французские летчики воюют у нас, а советские патриоты – во Франции. Победы. Уверенные победы.
По своему личному составу полк «Нормандия» был весьма разношерстным: среди летчиков были рабочие и служащие, виконты и маркизы, сыновья генералов, был даже внук работорговца. Среди них были русские, евреи, поляк, негр и мулат, имевшие французское гражданство. Всех их объединял патриотизм и любовь к своему народу, гордость и непокорность перед фашистским рабством. Они хотели видеть Францию свободной. Советская Армия своими победами поддерживала французских летчиков в их вере, что настанет время, когда униженная, но непокоренная Франция вновь обретет свободу и независимость.
На борту самолета Героя Советского Союза Марселя Лефевра был нарисован бородатый старик, с большим красным носом, лежа на родной земле, он курил большую трубку, а рядом стоял кувшин вина. На вопрос советских друзей, что это означает, Лефевр отвечал: - Это отец Маглуар, нормандец, он много пьет, курит большую трубку, но никогда не капитулирует.
Летчик полка «Нормандия» капитан Морис де Сейн совершил беспримерный, поистине героический поступок. В аварийной ситуации он отказался покинуть самолет и воспользоваться парашютом для своего спасения, так как на борту самолета находился его механик старшина Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Попытка посадить самолет не увенчалась успехом, и, несмотря на приказание с командного пункта, летчик самолета не покинул и оба они погибли. Советский механик и французский летчик были похоронены в одной братской могиле, ставшей символом нерушимой дружбы между советским и французским народами.
Этот случай до глубины души потряс как французских так и советских авиаторов. Для всех стало очевидным, что дружба, выкованная в бою, действительно крепка, сердечна, не показная, а настоящая дружба навеки. Советские летчики, ведя воздушные бои плечом к плечу с «нормандцами» не раз грудью защищали своих французских товарищей по оружию, так же как и французские летчики выручали советских летчиков.
В то время, как французы воевали в рядах Советской Армии, советские патриоты, бежавшие из фашистского плена, принимали активное участие в партизанском движении во Франции. При освобождении от оккупантов городов Айес, Вильфор, Манд и Ним, в боях участвовало до 1800 советских граждан.
Полк «Нормандия» в боях сильно окреп и одерживал серьезные победы. В один только день Восточно-Прусской операции 16 октября 1944 года летчики полка на самолетах «Як-3» в ожесточенных боях сбили 29 самолетов противника, не потеряв ни одного своего самолета. Это одна из блестящих побед полка. За 12 дней наступления «нормандцы» сбили 103 самолета противника. За 1944 год летчиками полка было сбито 122 самолета противника. Новый командир. Нелегко было завоевать наименование «Неманский». Боевой кулак – это уже сила. Советские боевые ордена на знамени полка. Четыре Героя Советского Союза. Невероятно, но факт! 1944 год был самым счастливым для французских друзей. В августе на берегу Немана было отпраздновано освобождение Парижа. Вскоре была освобождена вся Франция.
В конце 1944 года командира полка подполковника Пьера Пуйяда, уезжавшего во Францию, заменил новый командир – подполковник Луи Дельфино. Это был подтянутый , решительный и вдумчивый командир, который командовал полком до дня Победы.
Во многих приказах Верховного Командования СССР по случаю одержания Советской Армией крупных побед, все чаще стал упоминаться полк «Нормандия». Французские летчики к этому времени отказались от тактики индивидуального боя и восприняли тактику советских летчиков – групповой бой. Численно полк вырос до 70 боевых единиц, окреп и стал грозной силой для противника. Боевой кулак – это уже сила. По сравнению с количеством одержанных побед и сбитых самолетов врага, полк имел незначительные потери.
За участие в форсировании реки Неман 21 июня 1944 года приказом Советского Командования от 28 октября 1944 года полку «Нормандия» было присвоено наименование «Неманский». Ну, а французы по своему назвали – «Нормандия-Неман». «Не так легко было завоевать это наименование» - часто вспоминают теперь летчики полка.
За время участия на советско-германском фронте летчиками полка совершено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника. Много техники и транспорта уничтожено на земле при штурмовках. На боевом знамени полка наряду с французскими орденами Почетного легиона, Боевого креста, Военной медали, Креста освобождения были прикреплены советские ордена Красного Знамени и Александра Невского. Большинство летчиков награждено советскими орденами и медалями. Четырем летчикам – Марселю Лефевру, Ролану Де ля Пуапу, Жаку Андре и Марселю Альберту присвоено звание Героя Советского Союза. Невероятно, но факт! Из 98 летчиков, принимавших участие в боевых действиях, 79 награждено Советскими орденами.
Награждение Советскими боевыми орденами французского полка и летчиков можно рассматривать как проявление большой симпатии советского народа к французскому народу и как оценку боевых заслуг французских летчиков. Ведь они были посланцами свободолюбивого французского народа.
12 января 1945 года Советская армия перешла в развернутое наступление по всему фронту от Балтийского моря до Карпатских гор и больше не останавливалась до полного разгрома и капитуляции фашистской Германии. Полк «Нормандия-Неман» с боями дошел до берегов Балтики и встретил день Победы в прусском городе Хейлигенбайл.
Боевые потери пока составили 34 человека из 118 (всего погибло 42 летчика). Память павших летчиков увековечена мемориальной доской, установленной в 1956 году в Москве на стене дома французской военной миссии на Кропоткинской набережной. В городе Орле в 1960 году одна из улиц города названа именем полка «Нормандия-Неман» и установлена мемориальная доска. На Введенском кладбище в Москве вечным сном покоится неизвестный летчик из полка «Нормандия-Неман» (возможно это Жан Луи Тюлян), останки которого нашли орловские пионеры в 1960 году, 17 лет спустя после гибели в битве за Орел. Светлую память о погибших боевых товарищах возрождают советские пионеры, присваивающие своим отрядам и дружинам имена Героев «Нормандии-Неман» и имя самого полка.
При содействии французских ветеранов полка в городах Ницце, Бурже, Дюньи, Брив, Сен-Этьен именем полка «Нормандия-Неман» названы улицы. В 12 городах именами летчиков полка названы улицы и площади. Полк «Нормандия-Неман» особо отличился при освобождении городов Орла, Брянска, Кирова, Спас-Деменска, Ельни, Смоленска, Орши, Витебска, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса, Тильзита и многих деревень и городов, находившихся примерно в этой полосе. В этих городах по сей день французских летчиков поминают добрым словом.