Вот ещё один обзор, от водителя трамвая... Хотя они вместе туда ходили, и текст частично повторяется :)
Сегодня, под покровом ночи и пристальными взглядами рабочих и сборщиков, мне разрешили одним глазком подсмотреть за инновационной разработкой Уралтрансмаша трамвайным вагоном RUSSIA ONE.
На сегодняшний момент в сети ходит много слухов о внешнем виде, технических характеристиках и стоимости этого трамвая. И только мне разрешили взглянуть на уже собранную модель и немного пораспрашивать представителей завода об их новинке.
Поясняю всем техническим специалистам, что себя я к техническим специалистам не отношу и если вы увидите в тексте ниже какие-либо несоответствия, то можете писать об этом в комментариях.
Поехали.
Экстерьер.
Вагон реально похож на аквариум. Футуристический такой аквариум с рыбками-пассажирами. Средняя продольная часть прототипа покрыта композитным стеклом, устойчивым к царапинам и мелким механическим повреждениям. Таким образом создается эффект монолитности, что воочию смотрится просто шикарно.
Зазоры между стекленными панелями затёрты черным герметиком и швы практически не видны и сливаются.
Цель конструкторов была не только создать красивый и удобный трамвай для пассажиров, но они предусмотрели и всевозможные случаи вывода из строя внешних кузовных деталей из строя. После ДТП, например, или при необходимости доступа к внутренностям, практически любая деталь корпуса достаточно легко снимается с помощью особых креплений и меняется на запасную. Ответственный за сборку инженер заверил, что с этой работой сможет справиться даже женщина.
Сами же запчасти стоят, по словам того же инженера, сущие копейки и проблем с их производством в любых количествах нет совершенно никаких.
Единственный вопрос, который первым у меня возник — как, чем и как часто нужно мыть эту стекленную торпеду. Но задать его я забыл.
Не обошлось и без небольших конструктивных инноваций, но вдаваться я в них не стану. Но если будут вопросы, то постараюсь ответить.
Трамвай будет выпускаться в нескольких модификациях. Челночного типа [две головы] и обычный многосекционный "червяк" с одной кабиной. Количество "голов" вагона влияет на количество и посадочных мест и мест для стояния. Во втором исполнении вместимость, понятно, будет больше и будут предусмотрены места для багажа, детских колясок и велосипедов на задней площадке. В двуглавом исполнении такие места тоже есть, но конструктивно втиснуть таких площадок больше, как я понял, возможности не имеется. Но и так салон вышел очень просторным. В данной модели 28 сидячих мест.
Если брать для сравнения, например, предыдущую разработку УВЗ — вагон 71-409, то мне показалось, что в RUSSIA ONE места немного больше, хотя, R1 почти на полтора метра короче с учетом равного количества секций.
Интерьер.
Пока мы с Варламовым сидели внутри трамвая и ждали, пока дадут электричество к стенду, чтоб включить свет, то, честно, не впечатлило. Как-то уж шибко по-военному. Но, как только зажглись яркие и приятные глазу лампы салонного освещения, то салон заиграл в новом виде. Это просто потрясающе.
На сидениях надеты шерстяные чехлы. Да-да, войлочные такие чехлы из отличного качества шерсти. Простроченные, мягкие, удобные и уютные. В производстве такие чехлы очень дешевые и практичные. При необходимости их можно снять, постирать/почистить и прилепить на место. Самое важное это то, что сидения действительно мягкие! Что не ровня всем современным отечественным производителям с их "стульями". Так и хочется всё это назвать диванчиками и креслицами ^.^
Боковые стенки салона отделаны примерно фифти-фифти металлическими [вроде алюминия] и деревянными панелями. Металл покрыт приятным на ощупь напылением, а деревянные части сделаны из легкой многослойной фанеры и покрыты интивандальным !!!БУМАЖНЫМ!!! ламинатом. Я тогда же, как мне это сказали, даже рассмеялся. Бумажное антивандальное покрытие. Попробовал нацарапать ключем слово из букв — "ЕКБ", но ничего не вышло))): действительно бумажное и антивандальное. Забегая наперед, скажу, что и торцевые части этих панелей прилеплены намертво и никаких отваливающихся лоскутков боковых поверхностей не будет.
На полу постелен износостойкий леннолеум. Шершавенький такой и не блестит, что лично меня всегда раздражало в вагонах УВЗ. Еще одним безусловным плюсом пола в вагоне RUSSIA ONE является то, что нет этих бесконечных стыков-крышек на полу и можно совершенно беспрепятственно катать детскую коляску и ребеночек ничего не почувствует. ЛУЧШЕ Б ТРОТУАРЫ И ДОРОГИ ТАКИЕ ДЕЛАЛИ [зачеркнуто].
В потолке салона установлены диодные лампы с очень мягким светом. Пассажиры, любящие читать книги во время поездки, будет очень удобно.
Там же вдоль всего салона вмонтированы мульти-дефлекторы. Почему с приставкой "мульти"? В них спрятаны выводы кондиционера и динамики оповещения. Выглядит, как элемент декора, но несет в себе такие важные функции. И, казалось бы, мелочь, но все дефлекторы разные, с разной формы прорезями.
Поручни заслуживают отдельного внимания. Сделаны они из легкого алюминия с антибактериальным медным покрытием. Неожиданно? Можете забыть про пластиковые липкие трубки. К этим поручням не пристанет ни одна зараза.
Единственное, что меня смутило, так это количество вертикальных поручень. Их действительно, на мой взгляд, недостаточно, учитывая, что заявленная вместимость трехсекционного вагона RUSSIA ONE ~200 человек.
Площадки для стоячих мест не очень удобно обустроены в том плане, что, стоя у окна, например, совсем непонятно за что можно держаться. В европейских аналогах сочлененных вагонов предусмотрены и специальные вертикальные стойки с крепежом инвалидов ремнями, а для стоящих пассажиров есть мягкие спинки, на которое комфортно облокотиться. Скидку делаю только на то, что данный вагон является прототиопом и этот нюанс будет учтен при доработке салона.
В холодную и студеную зиму, особенно на моем любимом Урале, что может быть лучше дверей, открываемых по требованию. И конструкторы RUSSIA ONE предусмотрели эту плюшку. Все новые вагоны, выпускаемые западными производителями уже давненько приладили кнопку на двери, нажав на которую, дверь послушно откроется, а затем закроется.
Дверной привод для вагона УВЗ разработал какой-то крутой иностранный титулованный конструктор и даже оставил свой автограф на одной из деталей.
Жаль, что эту деталь не видать(
Привод бесшумный и очень плавный. Зажатие и так называемое "протаскивание" пассажира исключают три системы. Во-первых, в раме дверного проема стоят сенсорны, которые не дают закрываться двери, если пассажир еще не вышел. Во-вторых, есть система, реагирующая на препятствие к закрытию двери. Достаточно придержать закрывающуюся створку, как она отреагирует и дверь вновь распахнется. Несколько раз пытался сам себя прижать, но ничего не вышло(( ну и третья система безопасности завязана на блокировке возможности начать движение с не плотно закрытой дверью. Иными словами, если кто-то из пассажиров почувствует себя Коперфильдом и попробует пройти сквозь закрывающуюся или закрытую дверь и застрянет, что очевидно, то вагон не сможет начать движение. Вроде так.
Порадовали подножки. Сейчас они сделаны из перфорированного алюминия, но по секрету инженер подсказал, что планируется поставить под эту плашку рекурперативный подогрев, питаемый от тяговых двигателей в момент торможения. То есть, трамвай тормозит, электричество, вырабатываемое тягловыми двигателями в этот момент частично поступает в нагревательные элементы. Это огромный плюс, потому что в снежные зимы на подножках образуется наледь, что весьма травмоопасно.
Кабина и лобовая часть вагона.
Кабина волителя, конечно, просто бонба! Мало того, что конструкторам удалось снизить нижнюю мертвую зону примерно на 10-15%, так еще боковой обзор настолько огромный, что просто песня.
Есть и негативный момент. Идея вагона такова, что у него не предусмотрены [как я понял] боковые зеркала. Наблюдение за бортами кузова и посадочными площадками будет осуществляться с помощью камер, изображение с которых выводится на пульт водителя. И тут мне немного не понятно. Цифровая картинка на дисплее газом воспринимается, как плоскость и невозможно выбрать угол обзора. Если зеркала можно подстроить под рост и глубину посадки в кресле, можно выглядывать, просматривая слепые зоны, то в случае с камерами совсем непонятно, как это вот все будет происходить. Без зеркал ИМХО никак.
Основа сидения взята у предшественников, но немного переделана сама поверхность, путем накладки чехла из алькантары. Сидеть в таком кресле стало много удобней, замечу. Оно мягче и приятней на ощупь.
Сам пульт — это вообще космос. Его модель отдельно разрабатывали с учетом пожеланий и удобства для водителей. Эргономичный, простой и понятный. Главное участие в этом процессе принимал мой любимый Александр Михалых Хомяков, который раньше работал мастером производственного обучения в моем депо. Очень грамотный и умнейший специалист. Алексан Милалыч, если вы это читаете, то знайте, что я вас люблю(:
На лобовой части вагона вверху установлен маршрутный указатель с этими, черт побери, совершенно не читаемыми и тусклыми рыжими светодиодами, которые совершенно не видны пассажирам в солнечную погоду. Вот правда. Лучше плазму бы при крутили. Проку больше б вышло.
В данной челночной модели эти необычные фары выполняют двойную функцию: светят ближним/дальним светом, указывают поворот, если управление вагоном осуществляется именно с этой кабины и включает стоп-сигналы, если управляют с противоположной. Выглядит круто, но совершенно непонятно, как заменять вышедшие из строя световые приборы — маска монолитная. Но, думаю, решаемо.
Дверь целиком выполнена из ударопрочного стекла и, знаете, ни разу не легкая. Один из спецов УВЗ посекретничал и сказал, что, возможно, управление дверью будет осуществляться с помощью привода и сенсора.
Ходовая.
Про ходовую пока писать толком нечего, так как база и тележки взяты с вагона 71-409. Но есть другой момент. Эту тележку будут менять на менее объемную, что в последствии позволит увеличить ширину прохода между продольными рядами кресел и, возможно, избавиться от этой дурацкой ступеньки к ним.
В приватной беседе ответственный за разработку RUSSIA ONE рассказал, что хочет доработать телегу 71-409 вагона и выпускать уже с двойным подрессориванием, чтоб удалить эту гулкость у уже эксплуатируемой.
Другим отличительным преимуществом нового вагона является то, что его научили проходить кривые малого радиуса [16 метров]. Предыдущая разработка УВЗ модель 71-409 таким похвастать не могла, насколько я знаю. И это все при том, что база R1 короче почти на 1,5 метра.
Цена.
До сегодняшнего дня я бы подумал, что такая штуковина, как RUSSIA ONE будет стоить великие миллионы евров и долларов. Уверен, что многие так считают и сейчас. Внимание. Эта модель будет [ориентировочно] стоить около €1млн. Если взять, к примеру, аналогичный трехсекционник от Pesa, который уже в полный рост катает по Москве, то он стоит в районе €2млн. То есть, наш R1, при аналогичных ТХ, будет стоить в два раза дешевле. И это хорошо.
Вторая плюшка заключается в том, что у муниципалитетов будет возможность покупать вагоны в лизинг. А это очень положительно скажется на планировании. Условия приобретения вагонов в таком виде пока не уточняется, но, думаю, мы будем приятно удивлены.
Резюмируя, скажу, что можете кидать в меня поммдоры, ругать и обвинять в пристрастности, но общее впечатление от этого вагона [не прототипа, заметьте], в целом, положительное.
Такой сложный путь от эскиза до воплощенной модели с незначительными изменениями, с применением такого количества новейших для России инженерных решений и технологий, именитыми дизайнерами и конструкторами, считаю, что это хороший задел на ближайшее будущее. Ну и так же я понимаю, что для выпуска в серию RUSSIA ONE, необходимо еще поработать и немного шлифануть этот алмаз отечественного трамваестроения.
У меня всё. Можете ругать, критиковать, восхищаться, лайкать, ретвиттить, репостить и рассказывать друзьям.