Погода в Академическом сейчас
+15°
 
14 Августа, Четверг
Погода в Академическом сейчас
+15°
Облачно С Прояснениями
1.6 м/с, СВ
78%
726 мм рт.ст.

В ближайшее время ожидается
Ночь
+12°+15°
малооблачно
Утро
+12°+16°
пасмурно

Школа без истерик: как помочь ребёнку адаптироваться к учёбе?

Школа без истерик: как помочь ребёнку адаптироваться к учёбе?
Перейти к новости Раздел: Интервью | 14 Августа 2025 16:55

Скоро в школу – и это стресс не только для детей, но и для родителей. О том, как мягко пройти адаптацию и стать для ребёнка поддержкой, а не источником напряжения, журналист Akademekb поговорил с клиническим психологом, нейропсихологом, гештальт-терапевтом, автором и ведущей подросткового психологического клуба «Мы рядом», Елизаветой Фрейдиной.

 

 

— Елизавета Аркадьевна, с какими трудностями чаще всего сталкиваются дети в начале учебного года?

 

— Если говорить о первоклассниках, то в начале учебного года они сталкиваются с новым образом жизни. В садике ребёнок жил по одним правилам, а в школе на него сразу обрушивается масса требований. Нет времени на адаптацию и привыкание к новому режиму. Уроки и домашние задания начинаются сразу, и для ребёнка это шоковая ситуация. Даже, если ему много раз объясняли, как устроена школа, он не до конца понимает, что его ждёт, пока не почувствует это на себе.

 

Например, когда у моей дочери со 2 сентября начались настоящие уроки и стали задавать домашнее задание, она не понимала, что от неё требуется и зачем это нужно. На процесс адаптации никто всерьёз не закладывает времени, поэтому хочется, чтобы родители в этот период были более бережными и менее требовательными. Ребёнку нужно встроиться в систему с новыми правилами, а на это требуется время.

 

Знаю историю, когда родителям выдали кучу распечатанных текстов песен, которые надо было вклеить в тетрадь, чтобы потом в течение года дети их учили. И папа говорит ребенку: «Клей!» А это надо было вырезать текст, аккуратно вклеить в тетрадку. Ещё месяц назад родитель сделал бы это сам за ребёнка, потому, что ребёнок маленький, а сейчас папа говорит: «Клей сам!» А что изменилось? Ребёнок всё равно не может пока что справиться с этим самостоятельно, но в папиной голове это выглядит: «Он теперь школьник, должен всё делать сам».

 

— А как быть с детьми постарше, например, пятиклассниками?

 

— В пятом классе, когда дети переходят в среднюю школу, где у них ни одна учительница, а много учителей, уроки проходят в разных кабинетах, – это новый стресс. Полгода точно уходит на адаптацию. Спокойные дети могут стать конфликтными, тревожными, иногда саботируют учёбу, плюсом добавляется начало всеми любимого пубертата. Конечно, так происходит не со всеми, но в любом случае дети испытывают стресс. И если система не даёт времени на адаптацию, то хотя бы дома родителям важно осознавать этот процесс и понимать, что привыкание к новым условиям требует времени.

 

Школа без истерик: как помочь ребёнку адаптироваться к учебе?

 

— Вы упомянули, что и взрослым непросто. В чём их сложности?

 

— Родителям тоже нужно дать себе время на внутреннюю перестройку под новые правила, распорядок дня и требования к ребёнку. Когда моя дочь пошла в первый класс, для меня это был большой стресс. Я долго готовилась к этому событию, настраивалась, но все равно столкнулась с осознанием, что, во-первых, детство закончилось, а во-вторых, у меня теперь свободного времени не будет. Надо встречать и забирать из школы, помогать с уроками. Но прошло время и всё стабилизировалось.

 

— Что сделать, чтобы минимизировать стресс?

 

— Во-первых, важно разговаривать с ребёнком о школе: спрашивать о его переживаниях, мыслях, планах, ожиданиях, страхах. Создавать атмосферу принятия и поддержки, чтобы он мог открыться родителю. Первый плюс таких бесед – ребёнок сбрасывает напряжение, когда выговаривается. Второй – он может получить от вас полезный лайфхак.

 

Классно, когда родители делятся своим опытом: они ведь тоже ходили в школу, дружили, ссорились, мирились. Особенно ценно, если взрослый рассказывает не только о своих успехах, но и о трудностях. Если родитель преподносит себя как идеального ученика – спортсмена, отличника, лидера, – ребёнок может думать, что с ним что-то не так, в сравнении с родителем и комплексовать.

 

Во-вторых, можно сходить в школу: обойти здание, заглянуть внутрь, если можно, погулять по двору, понаблюдать за атмосферой. Кстати, в этом плане проще тем, у кого есть старшие братья и сёстры – младшие видят, как старшие складывают портфель, делают уроки, ходят к определённому времени – у таких детей легче проходит адаптация.

 

В-третьих, родителю стоит обсудить с ребёнком, как знакомиться и общаться с одноклассниками. Как говорить о себе, рассказывать про свои интересы. Навыки коммуникации у всех развиты по-разному, а иногда и вовсе не сформированы. Чем лучше они прокачены, тем легче будет ребёнку и спокойнее за него будет родителю.

 

Родитель и сам может подать пример: если взрослый доброжелательный, активный, хорошо общается с людьми, умеет договариваться, ребёнок это видит и для него это будет примером, на который он будет опираться. А если папа или мама, ни с кем не хотят общаться, но при этом требуют, чтобы ребёнок пошёл и завёл себе друзей, так не сработает.

 

Если у ребёнка появились друзья, здорово будет поддержать его: предложить пригласить их в гости или погулять вместе. Так он почувствует себя увереннее в классе, где у него уже есть «свои» люди.

 

Школа без истерик: как помочь ребёнку адаптироваться к учебе?

 

— Важно ли настраивать ребёнка на хорошие оценки?

 

— Сейчас нет оценок в первом классе, но, если сразу настраиваешь ребёнка на успех, можно столкнуться с тем, что он испытает стресс и будет переживать из-за неудач. Младшеклассник ещё не знает, как быть успешным, но хочет быть хорошим для родителей. Его мотивация – «Мама хочет, чтобы я учился хорошо». Он понимает задачу, но не знает к ней путь.

 

Я бы рекомендовала сильно на оценках не зацикливаться, особенно в начале. Для гармоничного развития важно, чтобы ребёнок понимал: в жизни бывает по-разному и невозможно всегда быть победителем. Главное – не избегать ошибок, а уметь с ними справляться, делать выводы.

 

— Какие практические шаги помогут легче войти в учебный ритм?

 

— Важно соблюдать режим, выстроить чёткий распорядок дня, чтобы постепенно переходить к школьному режиму. Начать пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Прописать время на отдых, прогулку, занятия, чтобы ребёнок понимал, что по такому расписанию он теперь будет жить. Также важно заранее подготовить нужные канцтовары, одежду, и хорошо, если они будут выбраны вместе с ребёнком, чтобы ему нравилось самому. Ещё важно подготовить рабочее место для школьника, где он будет заниматься, и лучше это делать до школы, пока нет суматохи.

 

— Какой Ваш главный совет родителям?

 

— Помните, что адаптация – это процесс, и у ребёнка пока нет инструментов, чтобы справляться со всеми трудностями. Важно, создать для него атмосферу поддержки: не критиковать, не быть пессимистами, но в то же время, не быть отлетевшими оптимистами, что всё будет хорошо. Будьте «надёжной гаванью», где ребёнок сможет поделиться переживаниями, прийти, когда плохо или трудно.

 

Мне бы очень хотелось, чтобы учёба в школе была для детей интересной. Интерес – это чувство, которое мотивирует нас учиться, исследовать, развиваться. Конечно, многое зависит не только от учеников, но и от учителей, от того, как построен учебный процесс. Если в школе интересно, тогда дети будут лучше учиться, а родители меньше заставлять.

 

В статье использованы фото с сайта freepik и из личного архива Елизаветы Фрейдиной.

Показать весь текст

14 Августа 2025 17:11
#1

Начало обсуждения новости


В начало страницы
В начало
На главную
На главную

Быстрый ответ
Для того, чтобы написать ответ в эту, или любую другую тему форума, нужно зарегистрироваться на портале или войти под ранее созданной учетной. После регистрации вам станут доступными темы форума со статусом «только для пользователей», появится возможность отслеживать новые сообщения, возвращаться в любой теме к последнему непрочитанному лично вами сообщению, и многое другое.