Я — тот парень, которого вы ненавидите. Одни — за то, что пугаю, обгоняя на тротуаре. Другие — за то, что путаюсь под колесами и мешаю повернуть направо. Знаю, я их тоже порой ненавижу. За то, что обгоняют на полном ходу на тротуаре. И за то, что путаются под колесами. А еще — поднимают голову и требуют к себе внимания, а то и велодорожек с разметкой и освещением.
Как будто других инфраструктурных проблем нет, ей-богу.
Также я знаю, что для понимания некоторых вещей надо на эти вещи взглянуть со стороны. А лучше — со всех сторон: пешеходу стать автомобилистом, автомобилисту походить пешком, пешеходу сесть на велосипед, велосипедисту — глянуть на себя из-за руля.
Вот я и решил посмотреть, каково живется велосипедисту в уральской столице, заодно проверил доводы адептов велодвижения и прочего урбанизма. По ним и пойдем.
«Велосипед — это очень мобильно и панацея от пробок»
Теперь, услышав такой аргумент урбанистов в споре, буду смело смеяться им в лицо. Ну, то есть я и раньше смеялся, но теперь буду делать это еще громче.
Потому что.
Если соблюдать все правила дотошно, двигаться по краю проезжей части в потоке, смотреть на светофоры, спешиваться на пешеходных переходах, то ни о какой мобильности и скорости речи быть не может. Исключение — вечер пятницы на пути из города. Там — да: ты король ситуации и смотришь на застрявших в пробке свысока и как на второй сорт.
В остальных случаях (рядовой утренний/вечерний час пик) автомобиль и прочие маршрутки куда быстрее: несколько раз сравнивали с женой, стартуя из одного места. Я даже с учетом форы не мог за ней угнаться. Да, в паре мест — затыки, но общая разница в скорости в дальнейшем нивелирует велосипедное преимущество на этих участках.
И от дорожных ремонтов все так же страдаешь: темп на таких отрезках падает почти до нуля, порой даже приходится спешиваться.
В общем, так себе панацея от пробок, преимущества в мобильности за несколько месяцев я так и не заметил.
«Велосипед — это экономически выгодно и экономично»
На эту тему много шуток есть — вроде велосипедист невыгоден никому, потому что не болеет, не платит налогов, не льет бензин etc. Весьма, надо сказать, спорное утверждение.
С начала сезона я проехал 514,2 км. Километр пробега на машине моей жены (с учетом всех трат, даже внеплановых) стоит 7,68 руб. Если представить прямую замену машины на вел, то за эти 500+ километров он наэкономил аж 3949 рублей. Приятно, но. Даже простецкий отечественный велосипед тысяч за 10 такими темпами будет отбивать свою стоимость больше двух сезонов. Отобьет — а там и выбрасывать пора. Что уж говорить про более дорогие варианты, которые будут окупаться пятилетку.
Хорошо, сравним с общественным транспортом по пути на работу. В моем случае — это где-то 710 рублей в неделю или 2840 в месяц. Если весь летний сезон ежедневно пользоваться только велосипедом, то за сезон свои 8-9 тысяч он вполне окупит.
Но по-настоящему экономически выгодным велосипед станет все равно не сразу, а на излете своего жизненного цикла.
«Велосипед — это экологично и полезно для здоровья»
Самое, пожалуй, бесспорное утверждение. Хотя какая польза от вдыхания носоглоткой килограммов пыли и прочей взвеси — я так и не понял, но буду тешить себя мыслью, что хотя бы сердечную мышцу подкачал.
Что до экологичности — безусловно. Выхлоп велосипеда гораздо более «нулевой», чем у «Теслы», и с этой точки зрения рост числа велосипедистов можно только приветствовать.
«Срочно надо бросить все дела и понастроить велодорожек!»
Нет, это глупость. Для будничного перемещения вполне хватает того, что есть. И даже тем, что есть, получается пользоваться нерегулярно. Даже летом, когда, казалось бы. Но нет, это только кажется: то ливни, то грозы, то палящая жара, которая для кручения педалей как минимум неприятна, как максимум — опасна. Привет моим друзьям-гипертоникам.
В общем, специфический уральский климат не способствует частому и регулярному передвижению на велосипеде. Даже в сезон. Тут мне начинают рассказывать, что просто надо в дождевике ездить, а то и в утепленном комбинезоне, и на этом месте приятная по умолчанию затея езды на велосипеде начинает звучать как Преодоление и Покорение. Нет, друзья мои, я все-таки о ежедневном перемещении без преодоления. А если приходится преодолевать, то ну его к лешему, такое перемещение.
В целом же
Если бы не дурацкий климат, не долгий возврат «инвестиций» в технику, не медлительность перемещения, то назвал бы я велосипед идеальным городским транспортом.
Если бы не.