В ситуации, когда роль автомобиля явно снижается, появляются новые и интересные способы перемещения на короткие расстояния. Они привлекают людей еще и тем, что позволяют взглянуть на дорогу как на приятное и весёлое занятие. Кроме того, эти удобные, практичные и экономичные устройства соответствуют современным взглядам на устойчивое развитие. Наконец, через шеринговые сервисы они доступны значительной части горожан.
Тем не менее, можно с лёгкостью утверждать, что очень мало общественных пространств приспособлено под безопасное передвижение на индивидуальном микротранспорте. Причина простая: поведение и привычки людей меняются гораздо быстрее, чем планируется и создаётся инфраструктура. Поэтому центральные районы городов, постепенно развивающие велосипедную инфраструктуру, уже сейчас не поспевают за развитием микротранспорта. Уже в 2013 году поднимался вопрос передвижения по городу на скейтборде. Уже тогда говорилось, что улицы к нему не приспособлены, тротуары загромождены шеренгами столбиков, а разнообразие дорожного покрытия мешает связности маршрута.
Но и сегодня из-за действующих стандартов пользоваться микротранспортом нелегко. Кроме того, некоторые устройства позволяют развивать скорость до 35 км/ч, что ставит ребром вопрос о приспособлении инфраструктуры к новым условиям. Как мы должны подходить к всплеску популярности индивидуального транспорта? Где он должен использоваться: на тротуарах или на проезжей части? Нужно ли вообще его регулировать?
Ясно одно: нужно переосмыслить подходы к проектировке и распределению уличного пространства. Мы должны создавать по-настоящему инклюзивные улицы, каких пока не существует. Такие улицы будут отвечать разным потребностям, служа пешеходам, автобусам, велосипедистам, электросамокатам, скейтбордам и сегвеям. Предпочтение должно отдаваться шеринговому транспорту, самому экологичному и полезному для наибольшего числа людей.
Но, хотя этот инновационный транспорт должен найти место в стандартах, нельзя его чрезмерно регулировать. Тогда он сможет заполнить пробелы в нашей системе транспорта: обеспечить передвижение на «последней миле» до общественного транспорта или заменять его на маршрутах с большим количеством пересадок или длительными интервалами.
Микротранспорт стал новым претендентом на общественное пространство. Благодаря ему могут быть созданы новые концепции и классификации дорожного движения, в которых не будет места некоторым способам перемещения по городу. Не пора ли и пресловутые велодорожки считать уже устаревшими?
Обычно при распределении дорожного пространства для транспорта учитывается безопасность, скорость и габариты. Параметр скорости — ключевой при работе над интеграцией этих новых видов транспорта. При более низкой скорости они могут эффективно сосуществовать на одном пространстве, но при ее увеличении необходимо разделять транспортные потоки. Однако у микротранспорта бывают двигатели разной мощности, и создавать разные дорожки для каждого типа явно нецелесообразно.
Надо отметить, что параллельно с ростом популярности микространспорта горожане охладевают к автомобилям. Это удачное стечение обстоятельств позволяет нам задуматься о перераспределении дорожного пространства без ущерба для пешеходов. При проектировании нельзя забывать о возможности использовать дорожное пространство сразу в нескольких целях.
Концепции общего дорожного пространства с невысокой разрешённой скоростью лучше всего подходят к интеграции этих новых видов мобильности. Мы должны пользоваться новыми возможностями, которые нам дарит микротранспорт, чтобы решить структурные проблемы транспорта. Но при этом его нужно регулировать, чтобы минимизировать негативные последствия его популярности.