#велики_по_средам
#велоликбез
Выпуск 3. Педали велосипеда.
Что мы знаем о педалях? Некоторые ответят что-то вроде: "Ну, мы их крутим, чтобы ехать", и будут неправы. "Крутим" мы так называемую систему, а точнее её шатуны. В понимании многих неопытных велосипедистов шатун с педалью и есть педаль, но это две разных детали:
..........................Это шатуны....................................А это педали (одна из разновидностей).
Сегодня мы поговорим о педалях и их разновидностях. А разновидности можно разделить по нескольким критериям:
1) По предназначению
2) По способу контакта с ногами велосипедиста
3) По материалам
1) Исторически сложилось, что первые велосипеды были исключительно городской забавой, о спорте тогда даже и не думали. И первыми появились педали именно для городской езды. Простая конструкция в виде платформы используется и по сей день. Педали-платформы, именуемые в народе "топталки", хорошо себя проявляют там, где не требуется показывать высокие спортивные результаты или же свободное положение ног на педалях наоборот является требованием определённых спортивных дисциплин (гравити-дисциплин). Итак:
• Неспешная городская езда, детские велосипеды
Такие педали представляют из себя классическую платформу. Она может быть алюминиевой, пластиковой, прорезиненной — материалы в данном случае играют не самую важную роль. Гораздо важнее, что платформы являются не слишком широкими и относительно гладкими — на них нет шипов, "зубов", контактов или каких-либо ещё способов увеличения сцепления подошвы ботинка с педалью.
• Скоростная езда по городу
Отличительной особенностью таких педалей является усиленное сцепление. Это может достигаться добавлением шипов на поверхность педалей-платформ, использованием специальных застёжек — туклипс или полным фиксированием ботинка на педали засчёт контактного механизма с жёсткой фиксацией. При этом у педалей остаётся платформа, позволяющая использовать педали с обычной обувью с мягкой подошвой.
• Гравити-дисциплины и начальный уровень кросс-кантри
Под этими дисциплинами понимаются трюковые виды езды на велосипеде, в которых велосипед так или иначе оказывается в воздухе (гравити). Всем вам известны маленькие трюковые велосипеды BMX, есть так же их большие "собратья" — велосипеды для стрита и триала, с высоких гор носятся велосипедисты-даунхилльщики, то и дело спрыгивая с какой-нибудь возвышенности или входя в очень крутой поворот, отставив вбок ногу для большего контроля велосипеда, а по кочкам и трамплинам летают на дёрт-велосипедах. В общем, это не весь список подобных дисциплин, и требование к педалям обусловлено тремя простыми вещами — максимальная прочность, отличное сцепление с подошвой, но при этом сцепление свободное, нога не закреплена на педали и её в любой момент можно снять при выполнении какого-либо трюка. Прочность достигается использованием алюминиевых, магниевых и титановых сплавов, либо специального нейлона, сцепление — добавлением шипов, зачастую сменных, чтобы подстёртые шипы всегда можно было заменить на новые для максимального "держака".
Что касается кросс-кантри, то данные педали просто являются необходимым минимумом для начинающих спортсменов. Со временем навыки и требования спортсмена повышаются, и педали заменяются на контактные.
• Различные виды гонок на горных велосипедах
Например, кросс-кантри, циклокросс, эндуро. Требования к педалям — прочность, лёгкость, грязестойкость, жёсткая фиксация ботинка для возможности приложения дополнительных усилий ног. Прочность достигается использованием стальных, хромолевых и титановых сплавов, лёгкость — минимализмом конструкции, грязестойкость — за счёт герметичности подшипников и различных технологических отверстий, не задерживающих грязь в самой педали. Ну а жёсткую фиксацию обеспечивают специальный шип на подошве ботинка, который "защёлкивается" в педали. Конструкция может быть дополнена платформой, что наиболее актуально для гонок эндуро и езды по трейлам.
• Шоссейные и трековые гонки
Сюда входят шоссейные гонки, гонки с раздельным стартом, трековые гонки и т.д. Максимальная жёсткость педалей и ботинок, их фиксация и минимальный вес — это отличает педали для подобных гонок. Пластик, карбон и титановые сплавы прочно прописались в данной отрасли для достижения подобных показателей.
2) Все способы контакта с ногой так или иначе упоминались в предыдущем пункте, но рассмотрим отличия, преимущества и недостатки:
• Педали-платформы ("топталки")
Никаких революций по данным педалям уже давно не случается. Улучшаются показатели прочности, веса, защищённости, сцепления, но суть остаётся прежней — ставишь ступню и давишь на педаль. При этом не случается так называемого "кругового педалирования", ведь когда педаль находится в нижней точке, поднять её этой ногой невозможно, поднятие осуществляется противоположной ногой, которая в этот момент давит на педаль, находящуюся в верхней точке. Таким попеременным топтанием педалей и осуществляется педалирование, наименее эффективное, но дающее свободу ступне. Эта свобода может быть как плюсом данных педалей (не нужна специальная обувь, легко садиться и слезать с велосипеда, возможность выполнения трюков), так и минусом (т.к. ступня "гуляет" по педали — это неэффективно для силового и скоростного педалирования, а так же есть риск повреждения коленных суставов при регулярной неровной установке ступни на педаль, когда ступня ставится под углом, а не параллельно велосипеду).
• Туклипсы
Туклипсы были первыми спортивными педалями и широко применялись на шоссейных и трековых гонках в прошлом. Ныне их вытеснили контактные педали, а случилось это по нескольким причинам — не самая лучшая фиксация ноги по сравнению с "контактами", использование лишних материалов (остаётся та же тяжёлая платформа, просто к ней добавляют ремешки), что в борьбе за снижение веса играет серьёзную роль и, что самое главное, повышенная травмоопасность — в экстренных случаях ступня не "выстёгивается" из туклипсов, как это происходит на контактных педалях, и велосипедист падает пристёгнутым к велосипеду. На сегодняшний день использование туклипсов ограничено в основном городской ездой на фиксед-байках, гибридах и на некоторых сити-байках (ну вы поняли)
• Контактные педали
Так сказать самый сок спортивных педалей. Принцип их действия прост и сложен одновременно. У велосипедиста должна быть специальная обувь, позволяющая разместить на подошве металлический или пластиковый шип — некую площадку с зацепами (название "шип" довольно условное).
Это ботинки, шип и ботинки с установленным шипом для горных дисциплин (MTB). Создателем является небезызвестная компания Shimano, называющая данный стандарт "SPD". Стандарт получил широкое распространение, и большинство велообуви и велопедалей для MTB выпускаются под этот стандарт.
Это ботинки без шипа и с установленным шипом для шоссейных и трековых дисциплин. Автором так же является компания Shimano, называющая данный стандарт с трёхточечным шипом "SPD-SL". Аналогично MTB, данный стандарт получил широкое распространение и используется многими производителями.
Чтобы "пристегнуться" к педалям, велосипедист вставляет конец шипа в специальный паз на контактной педали, а затем, надавливая на педаль, "пристёгивается" окончательно. Разные производители и разные модели педалей позволяют выполнять некоторые настройки педалей и шипов:
— во-первых, смещать сам шип на подошве ботинка для наиболее удобного и оптимального расположения точки контакта
— во-вторых, регулировать усилие, которое требуется для автоматического "выстёгивания" шипа из педали, что сильно помогает в случае падений или столкновений. За эту особенность контактные педали поначалу называли "автоматами"
— плюсом некоторые производители предоставляют возможность выбора шипа, который меняет угол "выстёгивания" и добавляет/убирает люфт в несколько градусов.
Чтобы "отстегнуться" от педалей, велосипедист просто отводит пятки в противоположные стороны, и шипы выходят из педалей. Кажется сложным на первый взгляд, но на самом деле это дело привычки. Бывалые велосипедисты уже не задумываются, как поставить ногу на педаль, чтобы "пристегнуться" и не задумываются перед каждой остановкой, как им "выстёгиваться" — всё происходит рефлекторно и безошибочно.
Контактные педали позволяют полноценно использовать технику кругового педалирования, что несомненно повышает эффективность езды. Кроме того, они обладают наименьшим весом, что очень ценится в спорте. По сравнению с туклипсами повышена жёсткость сцепки, но при этом снижена травмоопасность, т.к. в экстренном случае при определённом усилии шип автоматически выскакивает из педали
Производители, конкурирующие с Shimano, зачастую разрабатывают свой собственный стандарт шипа и педалей для него. Например, МТБ-педали от Crank Brothers с возможностью "встёгивания" с любой из четырёх сторон:
Или педали от Look с двойными петлями:
Или шоссейные педали от Time:
Выбор велик, конкуренция работает, а нам, потенциальным покупателям, это только на руку — технологии не стоят на месте, отрасль продолжает развитие.
3) Разбивка по используемым материалам наименее интересна. Тем не менее:
• Стальные
Как говорил Борис "Бритва": "Тяжесть — это хорошо. Тяжесть — это надёжно".
Действительно, тяжёлые. Но, как мы знаем, это не плюс, а минус любых велокомпонентов. Зато они дешёвые. Особенно распространены так называемые "рамки" — стоковые педали, устанавливаемые на велосипеды для удешевления конечной стоимости (лишь бы какие-то педали поставить, а дальше пусть сами покупатели меняют).
• Пластиковые
Что там было про тяжесть? Теперь её нет. Как и прочности, впрочем. Что в принципе не является проблемой для городских велосипедов и для шоссейников.
• Нейлоновые
Дешёвые, относительно лёгкие, прочнее пластика.
• Алюминиевые
Наиболее распространённые "топталки". Тяжелее нейлона, но хорошая прочность и возможность добавления сменных шипов.
• Магниевые
По сути то же самое, что алюминиевые топталки, но более лёгкие и прочные.
• Титановые
Ещё больше прочность и ещё меньше вес. Выше есть фото титановых педалей Crank Brothers Eggbeater 11 Ti, добавлю педали от BBB. К слову, есть не только контактные, но и "топталки".
• Карбоновые
Удел шоссейных педалей. Максимальная жёсткость, минимальный вес, не самая лучшая ударная прочность, но для шоссе это не проблема.
Разумеется, педали не изготавливаются полностью из указанных материалов, всё варьируется и смешивается, а на выходе получается много различных по цене/весу/прочности моделей.
Тема в последний день получилась "о наболевшем", но раз я обещал, статья написана. Есть вопросы? Задавайте, попробуем разобраться вместе.
Прошлый выпуск: https://akademekb.ru/p/1048967