#велики_по_средам
#велоликбез
Выпуск 2. Электронная трансмиссия велосипеда.
Исторически развитие велосипедов почти всегда шло по пути усложнения конструкции, технологий, производства, но делалось это с целью упрощения езды, переключения, уменьшения нагрузок и т.д. Усложнить, чтобы стало проще. Простое в сложном. И трансмиссия велосипеда не стала исключением.
Сегодня мы бегло рассмотрим способы управления трансмиссией и подробно остановимся на электронном способе, не рассматривая прочие усовершенствования, такие как увеличение количества скоростей сзади, уменьшение количества скоростей спереди, планетарные втулки и коробки передач, облегчённые материалы, стандарты и прочее.
На сегодняшний день подавляющее большинство велосипедов имеют управляющие манетки на руле и какой-либо механизм переключения передач на задних и передних звёздах. Вопрос в том, как передать, эээм, импульс с манеток на переключатель скоростей. Это могут быть следующие способы (по степени распространённости):
1) Механический способ
2) Электронный способ
3) Гидравлический способ
1. Механический способ известен большинству из вас — по раме велосипеда от манеток до переключателей протянуты рубашки, а внутри рубашек стальные тросики.
![](http://faqlife.ru/files/imagecache/image400x300/images/livestrong-bike-cable-stop-630px.jpg)
Щёлкая манеткой, вы натягиваете или ослабляете тросик, за счёт чего подпружиненный переключатель сдвигается дальше от рамы или придвигается ближе к ней, увлекая за собой и цепь. Цепь, ведомая переключателем, зацепляется за следующую звезду (если она больше предыдущей) или "спрыгивает" на малую звезду, в зависимости от того, куда передвинулся переключатель. Таким образом, тросики находятся всё время в натянутом состоянии, поддерживая переключатели в определённом положении над звёздами.
![](https://i.ytimg.com/vi/PVUUSD2cQhA/maxresdefault.jpg)
Со временем эти тросики растягиваются, а в рубашки попадает грязь и песок, повышая и без того вредное трение, и переключение становится не таким чётким, как было изначально, либо вообще сбивается. Вообще говоря, с точки зрения техобслуживания тросики и рубашки — самый недооценённый компонент велосипедистами, проводящими ТО своего велосипеда или замену компонентов. Поставив дорогующие переключатели и манетки вместе со старыми тросами и рубашками, можно получить на выходе топовую трансмиссию, работающую не лучше самого низкого класса (например, Shimano Tourney).
2. Компания Acros решила несколько проблем механического переключения, выпустив гидравлическое. Теперь нет тросиков, которые растягиваются и трутся, вместо них по раме проходит цельная рубашка, наполненная жидкостью. Щёлкая манеткой, вы повышаете/понижаете давление в контуре, за счёт чего жидкость двигает переключатели над передними или задними звёздами, причём делает это быстрее механического переключения.
![](http://reviews.mtbr.com/wp-content/uploads/2011/07/IMG_3136.jpg)
Можно заметить, что на каждой манетке только один рычаг, но при этом от них до переключателей отходит по две рубашки.
Данная технология так и не стала массовой ввиду дороговизны и сложности обслуживания.
3. Электронное переключение. Остановимся на нём подробнее.
Если честно, у меня нет чёткого понимания, почему электронное переключение шло в массы так долго. Есть информация об электронном заднем переключателе, выпущенном компанией Mavic аж в 1992 году и протестированном двумя командами на Тур де Франс:
![](http://www.mavic.com/sites/default/files/styles/278x162_techno/public/history/1992-2.jpg)
А в 1999 году они же выпустили даже беспроводную трансмиссию Mektronic, которая тоже по какой-то причине не прижилась.
![](http://cdn3.bigcommerce.com/s-1rmgckn/products/3019/images/28137/Mavic_Mektronic_Complete_Group_Electronic_Di2_Derailleur_Shifters_Computer_and_manual__01001.1433545699.1280.1280.JPG?c=2)
Возможно, дело было в большом весе, сложном обслуживании, ненадёжности и малом времени работы от аккумуляторов.
Компания Campagnolo так же начала разработки в 1992 году, выпустив первую версию электронной трансмиссии.
![](http://eps.campagnolo.com/assets/zoom_release1_3-a42e60332e98188f2294118e3f93a11d.jpg)
Разработки и тесты продолжались 20 лет, компания шесть раз улучшала трансмиссию, и наконец седьмой образец в 2012 году поступил в продажу под названием ATHENA EPS.
![](http://eps.campagnolo.com/assets/zoom_release6_athena_4-6bc903a81c37d4508c4b907ecf369f10.jpg)
Компания Shimano, ведущий производитель велокомпонентов, анонсировала электронную трансмиссию Di2 в 2001 году. Потратив 8 лет на разработки и тесты, Shimano в 2009 году выпустила шоссейный групсет Dura Ace Di2 7970, и в том же году несколько гоночных команд использовали его на Tour de France.
![](http://cycling-passion.com/wp-content/uploads/2015/09/shimano-dura-ace-7900-di2-groupset-768x492.jpg)
За исключением компании Mavic, перечисленные выше производители выпускали лишь проводные версии. Выглядит это примерно так: на раме располагается коробочка, являющая собой аккумулятор. От неё ко всем компонентам идут провода, которые питают компоненты и позволяют обмениваться информацией (передача сигнала о переключении, информация о текущей передаче для отображения на дисплее и т.п.). В современных гоночных рамах производители предусматривают возможность внутренней проводку для электроники, а на остальных провода идут снаружи, что, конечно, неудобно и чревато обрывами, особенно в МТБ. В общем, тут всё как у механической трансмиссии, только вместо тросов провода. Сами переключатели оснащаются приводами, что, несомненно, увеличивает размеры и вес переключателей.
Детище Mavic не прижилось, но это не остановило компанию Sram, второго по величине производителя велокомпонентов. И в 2015 году на свет появилась беспроводная трансмиссия Sram Red eTap как развитие топовой механической трансмиссии Sram Red. Разумеется, для шоссейных велосипедов.
![](https://sram-cdn-pull-zone-gsdesign.netdna-ssl.com/cdn/farfuture/IqP4bKPVLN0hGePKzxEvR5fSRZiiqDJe0-Pz8dzodmc/mtime:1440442294/sites/default/files/styles/news_content/public/news-images/15_sram_etap_toss_build.jpg?itok=hulNW6ID)
Нет проводов и общего аккумулятора, есть отдельные взаимозаменяемые аккумуляторы на переключателях и батарейки CR-2032 в ручках и есть наипростейшая установка (прикрутил и готово), которую замедляет разве что минутное выравнивание переднего переключателя. Обмен данными происходит по беспроводному протоколу AIREA со 128-битным шифрованием. Зачем нужно шифрование? Чтобы никто вместо вас удалённо не переключал передачи, выведя вас из гонки![:) :)](https://akademekb.ru/plugins/ckeditor4/plugins/smiley/images/smile.gif)
Что касается горных велосипедов, то тут правит бал лишь один производитель — Shimano. Campagnolo в принципе не производит МТБ-компонентов, а у Sram пока нет электронного аналога Red eTap для МТБ-трансмиссий.
Шимано выпустила топовые компоненты XTR Di2 в 2014 году:
![](http://www.bike-discount.de/media/org/orgb_S/orgid_27/thumbs/149463_1479669.jpg)
Окей, с историей развития всё понятно. А что там с преимуществами? Зачем оно вообще надо?
Кое-что уже упоминалось выше — отсутствие трущихся, загрязняющихся, растягивающихся тросиков и рубашек это несомненный плюс. Но ведь этого мало! Такие деньжищи отдавать лишь за избавление от тросиков?
И тут в дело вступает непосредственно электроника. Почему у механики две манетки? Потому что надо тянуть два тросика к двум переключателям. А тросиков-то теперь нет, зато есть технология Шимано Synchro Shift, позволяющая управлять обоими переключателями с одной манетки с любой стороны. Микропрограмма переключения передач сама знает, в какой момент надо "дёргать" передний переключатель, чтобы передачи повышались/понижались плавно, а райдеру остаётся лишь щёлкать манеткой вперёд и назад. Кроме того, можно переназначить кнопки переключения под свой вкус. На шоссейных ручках рычаги переключения оставили с обеих сторон, причём у разных производителей своё виденье, каким рычагом что и куда переключать. Ещё такие манетки позволяют сбрасывать или повышать сразу несколько передач, для этого следует нажать и удерживать рычаг несколько секунд, что потребует некоторого привыкания.
Ещё одним несомненным преимуществом электронного переключения является то, что для нажатия манетки теперь не требуется преодолевать сопротивление переключателя. На механике — чем сильнее нагружена трансмиссия (при подъёме в гору, например), тем сложнее сдвинуть с места переключатель, для этого требуется сильнее жать на рычаг манетки. На электронике — манетки одинаково нажимаются под любой нагрузкой, т.к. они не связаны механически с остальной трансмиссией. Всю тяжёлую работу проделывают сами переключатели, а усилий их приводов хватает на любую гоночную нагрузку.
Отдельно отмечу, что у Shimano была ещё и "городская электроника" — рассчитанная на сити-байки и электробайки группа Cyber Nexus Di2. Может работать от динамо-втулки, есть автоматический режим переключения передач и автоматическое управление жёсткостью подвески.
![](http://www.velobig.ru/Foto/NexusDi21.jpg)
Сейчас по какой-то причине не вижу на сайте Шимано этой группы, вместо неё появилась Alfine Di2 с ручками-"пистолетами".
![](http://www.starbike.com/images/Shimano/2014/hires/shimano-alfine-di2-upgrade-kit-external-cable-routing.jpg)
В заключение хочется отметить, что Шимано, продолжая свою славную традицию "спускать" высокие технологии из топовых гоночных групп компонентов в более доступные потребительские, уже выпустила "гражданские" версии электроники в группах Deore XT и Ultegra. Вполне вероятно, что в ближайшие пару лет появятся и SLX Di2 на пару со 105 Di2.
У Campagnolo так и вовсе электроника изначально появилась в более простой версии Athena EPS, и лишь потом дополнилась топовыми гоночными Record EPS и Super Record EPS
![](http://www.ciclimattio.com/public/catalogo/big_7086CAMPAGNOLO%20SUPER%20RECORD%20EPS%2011%20V%202015%20.JPG)
Остаётся надеяться, что со временем беспроводными технологиями овладеет не только Sram, а стоимость электронных компонентов будет доступна не только для гонщиков. Различные маленькие компании уже пробуют разрабатывать свои версии электронной трансмиссии, так что индустрия наконец-то "дозрела", теперь эта технология уж точно не канет в Лету. Даёшь электронику в массы!![:dance: :dance:](https://akademekb.ru/plugins/ckeditor4/plugins/smiley/images/dance.gif)
Прошлый выпуск: https://akademekb.ru/p/1043268