Вот уже второй день множество людей на самых разных сайтах обсуждает очень простой вопрос. Какого цвета это платье?
Казалось бы, какие тут могут возникнуть сложности? Но единства в этом вопрос нет: три четверти опрошенных считают платье бело-золотым, а одна четверть — сине-черным. Согласитесь, это странно. В чем же дело?
Давайте сразу договоримся, что дело не в мониторе. Конечно, у кого-то монитор может быть откалиброван так, что человек не сможет отличить апельсин от помидора. Но есть многочисленные свидетельства того, что разные люди (например, муж и жена) видят в этом платье разные цвета, глядя одновременно в один и тот же монитор.
Чтобы понять в чем тут дело, портал Buzzfeed обратился к специалистам в области психологии и нейробиологии.
Мозг человека определяет цвет предмета на основании количества света, которое попадает на сетчатку глаза. Эта общая яркость складывается из света, которое излучает сам предмет и света, который отражает его поверхность.
В случае с этим платьем, мозг некоторых людей предполагает, что имеет дело с менее отражающей поверхностью и в сознании формируется сине-черный цвет. Другие люди будут видеть бело-золотое платье, поскольку их мозг считает что поверхность предмета хотя и находится в тени, но хорошо отражает.
Все это очень похоже на знаменитую оптическую иллюзию Адельсона. Шахматные клетки, обозначенные на рисунке буквами A и B, окрашены в один и тот же оттенок серого цвета, но благодаря контексту (окружающей обстановке), кажутся абсолютно разными.
Ну допустим. Но почему мозг разных людей интерпретирует один и тот же образ по-разному? И более того, один и тот же человек может видеть в платье сначала один цвет, а через некоторое время уже другой!
Да, это интересный вопрос. И если верить Джону Борги, нейробиологу из университета Рокфеллера, наука в нем занимает примерно то же положение, какое она занимала в известном фильме, определяя есть ли жизнь на Марсе. Иными словами, наука пока не в курсе дела. «Ученые много времени уделяют изучению работы глаза в целом, однако индивидуальные особенности людей не представляют такого уж интереса. В большинстве случаев глаза у людей работают одинаково, поскольку мы живем в одинаковом окружении, с одним и тем же оттенком синего цвета в спектре освещения».
Тем не менее, некоторые предположения построить можно. По словам того же нейробиолога, человек распознает образы от большого к малому, сначала в мозгу строится основная картина, которая затем разбивается на более мелкие, подробные куски. На этот процесс сильно влияет предшествующий опыт человека, а также то, что именно он ожидает увидеть.
У каждого человека есть его собственная база опыта и ожиданий. К примеру, при взгляде на пресловутое платье на его образ может влиять то, на что вы смотрели до него. Кроме того, вы можете вспомнить другие ранее виденные платья с похожей текстурой или покроем, и это тоже внесет свои корректировки в ваше впечатление. Этот феномен в психологии носит название прайминг (эффект предшествования).
А какой цвет видите вы?