Пишет Anton Nossik
2016-07-12 10:12:00
Слава Богу, в Москве никогда не случится никакой такой велосипедной революции, по типу Голландии. Для этого слишком много объективных и непреодолимых препятствий. Первым, конечно, вспоминается климат — но тут бы можно возразить, что он и в Нидерландах не самый ласковый. Так что правильней говорить «климат + дороги»: когда после каждого снегопада на улицах вырастают сугробы, а любой ливень превращает улицы города в полноводные реки, то про уровень осадков в Амстердаме рассуждать становится не интересно…
Другой очень важный фактор, из-за которого россиянам не судьба пересесть на велосипеды — их будут тупо красть. Их и за границей крадут тем охотней, чем больше их становится на улицах, но при нашем положении с охраной общественного порядка надеяться велосипедисту вообще не на что. Сколько велосипедов за год может себе позволить сменить обычный офисный работник? Думаю, после второго или третьего раза он сообразит, что такси до работы и обратно обошлось бы ему дешевле…
По-моему, нам очень сильно повезло, что Москве не угрожает велосипедный бум. Потому что если сегодня выдать всем желающим в городе по велосипеду, в тот же день жизнь пешеходов превратится в окончательный и бесповоротный ад. Ведь кто такой велосипедист? Это такая разновидность автолюбителя, но только без водительских прав, без оглядки на ПДД, без автогражданской ответственности, обязательной или добровольной, загнанная на тротуар, и с практически неограниченной licence to kill. Кто будет охранять от них пешеходов? Кто будет следить, чтобы они останавливались на красный свет? Какая камера может заставить их соблюдать скоростной режим? Кто может принудить их спешиваться на зебре? В случае наезда на пешехода, кто может записать их номер?
Конечно, есть в Европе города, в которых велосипеды необязательно представляют прямую и немедленную угрозу для пешеходов. Где их водители следуют правилам по доброй воле, и где нарушителей ПДД научились эффективно вычислять и ловить. Но не нужно думать, что любой город, где расплодились велосипедисты, сразу же от этого становится европейским. Или что отъём пешеходного пространства под велодорожки в состоянии обеспечить какое-то разделение потоков. Просто поезжайте в Тель-Авив, погуляйте по его набережной Герберт Самуэль, половина которой отдана под велодорожку. Там очень много проектов благоустройства случилось за последние 15 лет, но пешеходу, особенно — пожилому или с детьми, приходится постоянно чувствовать себя дичью в сезон охоты. И на променаде, и на светофоре, и на «зебре» тель-авивский велосипедист не чувствует себя связанным никакими правилами. Он никого не пропустит, не спешится, не притормозит, а нарисованную на земле полосу велодорожки воспринимает в лучшем случае как необязательную рекомендацию.
Не знаю, кто может тешить себя надеждой, что в Москве это будет как-нибудь иначе. Но достаточно заглянуть в выходные на ВДНХ или в ЦПКиО, чтобы убедиться в беспочвенности этих иллюзий. Разметку там давно уже нарисовали, но людей, готовых обращать на неё внимание, до сих пор не завезли.