|
В мэрии разработали "методичку" для строителей "Рекомендации по благоустройству объектов улично-дорожной сети, версия 1.0". |
В мэрии Екатеринбурга, а точнее в комитете по строительству разработали и утвердили "методичку", которая рассказывает, как должно быть организовано благоустройство городского пространства – улиц, пешеходных зон, парков, общественного пространства, территорий бюджетных объектов.
В ней предусмотрели множество именно тех уличных "мелочей", по которым горожане судят, откуда у проектировщиков и строителей растут руки. Например, каким должен быть съезд у велодорожки, чтобы велосипедистам не нужно было осваивать навыки экстремального вождения, и что нужно делать, чтобы они не врезались в людей на остановках; как правильно осветить дорожный знак и пешеходный переход, как укладывать плитку, чтобы она служила дольше и не рассыпалась, как сделать так, чтобы вода с газонов вместе с вымываемой землёй не бежала на тротуары.
Методичку должны выучить наизусть и применять муниципальные подрядчики, то есть проектные и строительные организации, которые выигрывают конкурсы и строят, например, садики, школы, больницы, делают новые улицы или реконструируют существующие. То есть, увы, правила будут относиться не ко всему городу, а только к тому, что делается по заказу муниципалитета.
– Это наш эксперимент, – рассказал E1.RU начальник производственно-технического отдела комитета по строительству Михаил Ладейщиков. – Комитет не может приказать всему городу: делайте так, а не иначе, поэтому пока наши требования будут внедряться на объектах, которые курирует наше МКУ "Управление капитального строительства города Екатеринбурга". Примером применения принципов, которые мы раскрываем в методичке, может стать, например, отрезок улицы Союзной, который мы строили вместе со школой N 18.
Вкратце и с картинками расскажем, чего будет требовать мэрия у тех, кто развивает улицы по её заказу.
Дороги и тротуары
Во главу угла ставится безопасность и удобство пешеходов, поэтому в методичке, например, содержится указание – при проектировании проезжей части выбирать её ширину как минимальную из возможных, так как её ширина и скорость автомобильного движения по ней – вещи взаимосвязанные, и сужение приводит к снижению скорости и уменьшению тяжести ДТП. Так дорогу быстрее перейдут пешеходы, что, по мнению комитета по строительству, даже снизит пробки – "увеличивается фаза пропуска автомобилей, то есть пропускная способность перекрёстков увеличивается". А ещё так дешевле. Ширина полосы должна быть не более 3 метров, и её можно уменьшать даже до 2,75 метра – при условии, что для легковушек на этих участках будет ограничен режим движения – скорость.
Методичкой, например, запретили делать парковки между деревьями, снимая дерн, укладывая покрытие поверх корневой системы и оставляя вокруг ствола менее метра земли – из-за этого деревья гибнут за 2-5 года, в зависимости от вида. Вместо этого рекомендовали либо делать покрытие, сохраняющее дерн (по типу "решетки", из которой пробивается трава), или оставлять для каждого дерева квадрат не менее чем 2 на 2 метра, либо всё же убирать часть деревьев ради благополучия остальных – и делать на их месте парковку по типу "карман".
Определили ширину тротуаров: "Рекомендуемая минимальная – 1,8 метра, абсолютный минимум составляет 1,5 метра, при этом если тротуар примыкает к проезжей части или перпендикулярной парковке, то минимальная ширина – 2,4 метра".
|
Неправильно. Тротуар шириной 0,8 метра – слишком узкий, поэтому горожане протоптали тропинку, тем самым расширив тротуар до 1,5 метров. |
|
Правильно. Когда тротуар примыкает к перпендикулярной парковке, необходимо учитывать особенности паркования, выполнять тротуар на 0,9 метра шире, либо устраивать буферную зону. |
Остановки
В методичке определили три основных точки для размещения автобусных остановок:
1. После перекрёстка – рекомендуемое проектное решение.
2. Перед перекрёстком оправдано только в следующих случаях:
а) Основная точка притяжения пешеходов (парк, больница, учебное заведение) находится до перекрёстка.
б) Если подъездные дорожки или переулки не позволяют разместить остановку за перекрёстком.
3. На перегоне – в таких случаях необходимо учесть возможность перехода на другую сторону улицы.
|
Ограждения и навесы на остановке должны защищать людей от летящей из-под колёс грязи. Слева – неправильный вариант, справа – правильный. |
Пешеходные переходы
Названы несколько важных нюансов по строительству и реконструкции пешеходных переходов:
– С пешеходными переходами важен вопрос с освещением: у нас обычно освещаются знаки, а не сам переход, то есть люди на нём для автомобилистов видятся как тёмные тени. А освещать нужно переход и пешеходов, – отмечает Михаил Ладейщиков.
|
Правильный переход: освещенные знаки расположены над "зеброй", в знаки встроены фонари, освещающие "зебру" и людей на ней. |
Рядом со школами и садиками рекомендованы приподнятые пешеходные переходы – чтобы они одновременно играли роль лежачих полицейских, заставляя водителей снижать скорость в том числе и беспокоясь за свой автомобиль, как это уже выполнено на улице Союзной.
|
Пример "приподнятого" перехода на Союзной – в период стройки. |
Велодорожки
Серьёзную часть методички заняли рекомендации к велодорожкам. Например, запретили "втыкать" знаки на велодорожках, заужая их, и определили их рекомендуемую для Екатеринбурга ширину – "не менее 1,8 метра и не более 2,5 метра для односторонней велодорожки; до 4,0 метров для двусторонней велодорожки".
|
Как делать неправильно: забор и знаки сужают фактическую ширину велодорожки, что заставляет велосипедистов выезжать на тротуар. |
|
Так строить велодорожки тоже нельзя: люди ждут транспорт или выходят из автобуса, и велосипедисты им мешают. |
|
Лучше так – позади остановки. |
|
Так тоже неправильно. Велосипедисты съезжают с велодорожки на тротуар, так как понижение на велодорожке не выполнено. |
Некоторые рекомендуемые велосипедные и пешеходные "приспособления" по-настоящему "капитальны". Например, для пересечения магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно с большой долей грузового транспорта, порекомендовали устраивать пересечения в разных уровнях: велопешеходные мосты или велопешеходные тоннели, в обязательном порядке без использования ступеней.
"Велопешеходные мосты и тоннели должны иметь плавные спуски и подъёмы, ведущие к ним. Максимальный допустимый уклон – 5‰, рекомендуемый уклон – 3,5‰. При проектировании велопешеходных тоннелей рекомендуется максимально использовать дневной свет для освещения. Стоит избегать длинных непрерывных тоннелей", – говорится в методичке.
|
|
Примеры обустройства велопешеходных мостов и туннелей. |
Клумбы и газоны
Ещё один раздел методички посвящён озеленению – кроме стационарного (прямо в грунт), для высадки деревьев и кустарников рекомендуются мобильные контейнеры. Правда, определяя размеры клумб, нужно обязательно проконсультироваться с МБУ "Зеленстрой" – чтобы избежать промерзания этих емкостей и гибели растений. Кроме мобильных клумб методичка призывает популяризировать газонные решётки – как удобное и экологичное уличное пространство. Ещё один пункт популяризации, к озеленению, правда, не относящийся – это использование логотипа Екатеринбурга, недавно выигравшего конкурс, – его порекомендовали размещать на уличных объектах.
|
Пример высадки кустарников и деревьев "в клумбы". |
|
Газон с решёткой: зелёная и устойчивая поверхность для общественных пространств. |
|
В методичке рекомендовали внедрять новый логотип города. |
Методичкой определили, как должна соотноситься высота газонов, тротуаров и бордюрных камней, чтобы вода с газонов вместе с землёй не лилась на тротуары:
|
При таких вариантах вода стоит на тротуарах. |
|
А если правильно спроектировать, она с них уходит. |
Ещё рекомендация: "Если газон подходит к тротуару с уклоном, необходимо крайние 30 сантиметров газона, идущие вдоль тротуара, вырезать ниже уровня бордюра на 3-7 сантиметров. Для эстетичного вида вырезанный лоток можно заполнить бетонной решёткой, белым щебнем, мраморной крошкой и т.п.".
|
Если газон всё же выше бордюра, например, подходит к нему с уклоном, перед бордюром надо вырезать дерн (ниже уровня бордюра) и засыпать камешками. Так сделали при благоустройстве пространства вокруг 18-й школы. |
Мощение тротуаров
На поворотах тротуаров рекомендовали скругления – учитывая особенности поведения людей, которые не любят ходить "прямыми углами":
|
Простейший пример скругления. |
А ещё, чтобы машины не парковались, "влезая" колёсами" на тротуар, нужно будет применять бетонные полусферы или иные элементы благоустройства (например, вазоны), которые помешают автомобилистам "парковаться как…" и попадать в нашу еженедельную подборку.
|
Кого сегодня остановит бордюр? |
|
А полусферы – если не всех, то многих. |
На улицах рекомендовали применять канализационные люки с квадратной опорной рамкой – потому что мощение вокруг круглых крышек сделать крайне тяжело. А дождевые колодцы – ливнёвки – должны своими прорезями быть перпендикулярны оси улицы – а не наоборот (как часто можно увидеть в городе).
|
"Неправильная" ливнёвка: прорези должны быть поперёк, а не вдоль улицы. |
Методичкой задали типовые схемы мощения тротуаров, а также особенности по качеству этого мощения: например, при выполнении сложных "скруглений" нельзя применять части камней размером меньше, чем четверть полноразмерного камня.
|
Микроскопические осколки тротуарной плитки для заполнения пустот при скруглении использовать нельзя. |
|
До и после: как однажды сделали рабочие изначально и как исправили после замечаний заказчика. |
Или использовать гранит – потому что он куда прочнее и удобнее.
|
Гранит: форма разнообразнее, камень прочнее. |
В дальнейшем, если качество благоустройства бюджетных объектов реально повысится, планируется превратить эти требования в общегородские. Скачать методичку и рассмотреть её подробнее можно на сайте мэрии.
Фото: предоставлено Комитетом по строительству администрации Екатеринбурга.
— http://www.e1.ru/news/spool/news_id-436299.html