Загнать и потопить авианосец стаей ракет: скрытые возможности комплекса П-500 «Базальт»
На пике противостояния в «холодной войне» военные ведомства по обе стороны океана сделали ставку на ракетное вооружение. Несмотря на то, что ракеты и сейчас крайне не дешевый вид оружия, с середины 60-х годов и вплоть до начала 80-х на них тратились серьезные, если не сказать, огромные средства.
Следует заметить, что огромные вложения оправдались - и в Советском Союзе и в Соединенных Штатах появилось ракетное вооружение, основанное на уникальных, передовых технологиях в ракетостроении и микроэлектроники. Во всей истории противостоянии двух супердержав противокорабельные ракеты советского производства - отдельная тема для разговора.
Некоторые «изделия», разработанные и построенные в годы «холодной войны» и по сей день могут решать крайне непростые оперативно-тактические задачи самого разного характера. Противокорабельная ракета П-500 «Базальт» во многих технических решениях долгие годы превосходила все существовавшие ракеты потенциального противника, а некоторых характеристик уникальной советской ракеты зарубежные производители ракетного вооружения не достигли до сих пор.
Дело техники
Военное руководство СССР, не без оснований полагавшее, что авианосная ударная группировка противника (АУГ) является лишь большой групповой целью, настояло на том, чтобы разработке и созданию ракетного вооружения уделяли самое пристальное внимание. Глобальное противостояние, к которому так долго готовились в Советском Союзе и Соединенных Штатах, заставило разработчиков отечественных крылатых ракет сразу же подходить к проектированию противокорабельных ракет с целью изготовить максимально мощное вооружение, способное выводить из строя корабль любого класса, будь то авианосец, фрегат или эсминец.
Советские инженеры путем исследований выяснили, что боевой части в 500 (а ведь были варианты и с тонной взрывчатого вещества) хватало, чтобы за одно-два удачных попадания вывести любое судно противника из строя и лишить его возможности выполнять поставленную задачу.
Несмотря на ясность задачи было необходимо, чтобы полтонны взрывчатки с реактивным двигателем добрались до борта корабля противника в целости, сохранности и за предельно короткое время. В НПО Машиностроения, носившем тогда название ОКБ-52, проект взяли в работу и не откладывая дел в долгий ящик разработчики вывели ряд ключевых схем и направлений, на которых предполагалось сосредоточить усилия военных инженеров.
Среди прочих требований предполагалось реализовать и высокую маршевую и подлетную скорость ракеты, благодаря которой время от пуска до поражения вражеского корабля сводилось бы к минимуму. «Базальт» среди всех противокорабельных ракет того времени с самого начала разрабатывалась в качестве совершенного, если не сказать, идеального средства для уничтожения корабля противника с любым водоизмещением.
Новые средства управления полетом, специальная электроника для наведения, проработка вопроса размещения боевой части и ее типа, защищенность ракеты на время полета - лишь некоторые пункты программы, по которым инженерам пришлось начинать тему ракетного вооружения почти что с чистого листа.
Первая по способностям
О массовом применении высоких технологий в ракете П-500 «Базальт» в силу срока давности почти никто не помнит, а ведь технических решений, чуть позже заимствованных для более современных ракет, у ракеты П-500 хватает. Несмотря на то, что дальность «прямого выстрела» ракетой колебалась на отметке в 500-550 километров, преодолевать спринтерскую дистанцию П-500 была в состоянии за очень короткое время.
Маршевый турбореактивный двигатель КР-17-300 позволял разогнать пятитонную ракету до скорости в две с половиной тысячи километров в час. Две с лишним скорости звука - это не шутки. Однако, уникальный скоростной рекорд не был кратковременным явлением и сохранялся практически до момента касания ракеты о борт вражеского корабля.
«Трёхсотка (имеется в виду двигатель) не просто был двигателем с действительно хорошими рабочими характеристиками. При всем прочем, он получился еще и мощнее всех предыдущих ракетных двигателей», - поясняет в интервью «Звезде» инженер-ракетостроитель РКЦ «Прогресс», кандидат математических наук Виктор Саблин.
«Если говорить простыми словами, то двигатель П-500 мог выходить на пиковые нагрузки существенно быстрее двигателей ракет подобного класса. Если сравнивать, например, с автомобилями, представьте себе трехтонный внедорожник и спортивный автомобиль, у которого разгон до сотни всего пять секунд. Вот своеобразным спортивным автомобилем как раз и стала ракета П-500. Тяги двигателя было достаточно, чтобы транспортировать систему наведения и боезаряд в нужную точку со скоростями значительно превышающими скорость звука», - добавил эксперт.
За выбор цели и распознавание кораблей противника в ракете П-500 отвечала сложнейшая вычислительная система на базе микрокомпьютера, позволявшая классифицировать цели и обеспечить практически мгновенное обнаружение главной в походном ордере. Приборы для прицеливания комплекса, системы радиотехнической защиты, даже аэродинамические рули для ракеты перерабатывались для реализации принципа «гарантированного попадания».
Однако, чтобы добраться до борта корабля противника, «Базальту» требовалась и защита. Первым элементом защиты была высокая скорость полета, а еще одним - специальная бортовая станция для постановки активных помех, буквально сводившая с ума любые зенитные ракеты. По сути, подходящая на сверхзвуке ракета с полтонны взрывчатки на борту для систем ПВО противника образца конца 70-х была неуязвима.
Авторитет
Походный ордер кораблей противника, по замыслу разработчиков «Базальта» могла атаковать целая «стая» ПКР, причем стрельба ракетами могла осуществляться в режиме залпового огня. Однако, «дальнюю руку» военно-морского флота обучили не только групповым атакам, но и научили разговаривать друг с другом - «волчья стая» из восьми ракет уже в конце 70-х годов прошлого века была способна обмениваться информацией о целях.
«Суть этой волчьей стаи проста - главная ракета поднимается после пуска, обнаруживает цель, сигнал с главной ракеты передается по радиочастотам остальным выпущенным ракетам группы и они продолжают движение на высоте примерно 40-45 метров», - поясняет подполковник войск ПВО в отставке Евгений Смирнов. По словам военных, даже если ведущую ракету система ПВО противника сможет сбить, функции «вожака стаи» перейдут к ближайшей ракете и схема групповой атаки все так же будет работать.
Специалисты отмечают так же, что групповой залп ракет обеспечивает наивысшую плотность ракет у противника, и даже если две-три ракеты системы противовоздушной обороны противника смогут уничтожить, то уцелевшие «убийцы авианосцев» непременно достигнут своей цели. Похожий принцип «коллективной охоты» заложен и в современных российских крылатых ракетах «Калибр».
Оснащение П-500 «Базальт» в духе отечественной оружейно-ракетной школы возможно не только боевыми частями «традиционного» типа. Для решения особо важных задач, в ходе выполнения которых важно уничтожить искомую цель с первого же попадания - ракеты «Базальт» могут быть оснащены и ядерной боевой частью мощностью 350 килотонн.
Несмотря на то, что современные авианосцы (построенные около 40 лет назад), обладают хорошо проработанной конструкцией, учитывающей возможные повреждения, попадание ракеты комплекса П-500 «Базальт» со спецбоеприпасом гарантированно сведет на нет все боевые возможности противника.
О секретности и важности
За секретами отечественных противокорабельных ракет, что во времена назревавшего мирового конфликта, что в более спокойные «перестроечные» годы охотилось великое множество зарубежных спецслужб. Боязнь у заокеанских партнеров, по словам специалистов, помимо технических способностей «Базальта» вызывают и способы применения этих ракет надводными кораблями, ведь на одном только ракетном крейсере «Москва» проекта 1164 могло располагаться до 16 ракет.
Групповой пилотаж уникального ракетного вооружения - непопулярная тема для разговоров и почти все военные эксперты и специалисты в области военной инженерии до сих пор неохотно рассказывают об истинных возможностях П-500.
Отмечается, что П-500 «Базальт» хоть и был разработан на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века, он до сих является предметом для пристального изучения зарубежных военных аналитиков, так как все возможности и реализованные технические решения полностью неизвестны ни одному специалисту за границей.
Стрельбы комплекса «Базальт», к большому счастью, случались только учебные. Однако, в ходе многочисленных учений подтверждалась высокая точность стрельбы и минимальное время, за которое ракета преодолевает дистанцию до цели. Военные отмечают так же, что в противокорабельных ракетах отечественного производства не так важно их количество, сколько электронная начинка и заложенные разработчиками характеристики.
Рассматривая вопрос об актуальности противокорабельных ракет, стоит принимать во внимание не только дату постановки на вооружение, но и помнить, что ракетами, подходящими к морским целям на сверхзвуковой скорости в данный момент обладает только Россия. У всех зарубежных государств блока НАТО, к примеру, противокорабельные ракеты к цели подходят на скорости 800-850 км/ч.
Уникальные технологии, реализованные в металле и поставленные на боевое дежурство в конце 70-х до сих пор способны «дать жару», и как отмечают сами военные, обнаружить отечественную ракету можно будет только после попадания. Огромная скорость и бортовое оборудование отечественных противокорабельных ракет до сих пор позволяют кораблям ВМФ России уверенно чувствовать себя и быть готовым к решению любой боевой задачи в любой точке мирового океана.
Специалисты отмечают, что в век развития легких крылатых ракет о более «тяжелых» собратьях забывать нельзя и возврат к работам над тяжелыми крылатыми ракетами - обязательная программа для отечественного ВПК. Считается, что в сумме с современным средствами разведки и целеуказания (в том числе и воздушно-космическими) есть все шансы вывести тяжелые противокорабельные ракеты на новый, качественно иной уровень, недоступный ни одной другой стране.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Минобороны РФ/НПО Машиностроения/army.mil