В посте про то, что все парковки должны быть платными, многие спрашивали, а что делать с дворами. Отвечаю: все во дворах парковки тоже должны быть платными, либо их не должно быть вообще! Давайте разберемся.
Я хочу рассказать вам про идеальный двор. Сразу скажу, мы не будем углубляться в юридические аспекты, сейчас законодательство не совершенно, но это не значит, что мы не можем обозначить себе заветную цель.
Для начала предлагаю определиться, кому должен принадлежать двор? Двор должен принадлежать жителям и управляться ими. Идеальный двор могут сделать только жильцы сами для себя. В принципе, даже сейчас по закону придомовая территория принадлежат жителям, но мало кто утруждает себя оформлением прав и управлением своей собственностью. В итоге все отдается на откуп чиновникам, которые решают за жителей, что будет в их дворе. В идеальном дворе все вопросы должны решаться жителями, и никакой мэр не вправе без согласия жильцов ставить им желто-зеленые заборы или спиливать во дворе деревья.
Итак, мы представим, что жители дома объединились, оформили права на землю и решили навести во дворе порядок. Что делать с парковками? Должны ли вообще парковки во дворах остаться? В том количестве, в котором они есть сегодня, быть их не должно. У двора в большом городе есть много функций, а у этих функций разные приоритеты. К примеру, рекреационная функция гораздо важнее функции складирования личных автомобилей небольшого процента жильцов.
Здесь, конечно, жители должны сами определиться, сколько места они отведут для детских и спортивных площадок в своем дворе, а сколько для парковки. Что они хотят видеть — сквер с фонтаном, или автостоянку.
Здесь обычно автовладельцы начинают выдавать глупые аргументы, что давайте за детские площадки и пользование тротуаром тоже платить! Нет, не давайте. Есть потребности, необходимые для человека, а есть излишние. Иметь возможность гулять, заниматься спортом, общаться — это необходимые потребности человека. Кто это решил? Наше прекрасное общество так решило. Мы уважаем стариков и заботимся о детях. Мы уступаем места в транспорте слабым, мы защищаем женщин. При этом, когда речь заходит о городской среде, все становится наоборот. На пожилых людей и детей всем становится плевать. Так вот, возможность парковаться под окном — это излишняя потребность.
Если ты не инвалид, то я не вижу ни одной причины, зачем тебе ставить машину именно под окном. Почему нельзя пройти 5 минут до подъезда? Более того, это полезно, особенно для офисного планктона, который и так целый день сидит.
Освобождая двор от своей машины, вы уступаете его детям, женщинам и пожилым людям! Это также естественно, как уступить место в метро или автобусе. Почему у парковки должен быть самый низкий приоритет? Давайте посмотрим, кто вообще пользуется двором и для чего. В основном двором пользуются те, кто не имеет возможности уехать из дома далеко. Это дети и пенсионеры.
Во дворе родители гуляют с детьми. Любой, у кого есть дети, поймет, почему это необходимо. Это необходимая потребность, которую двор должен обеспечивать. Гулять с ребенком надо несколько раз в день и куда-то далеко ходить, если нет нормального двора, неудобно. Когда дети подросли, они начинают гулять самостоятельно. Если нет нормального двора, дети гулять не перестанут, просто они переберутся либо в другие дворы, либо на стройки и в подвалы. Ребенок, в отличие от счастливого взрослого автовладельца не может сбежать в центр города или пойти в кафе. Именно поэтому двор должен быть безопасным, там должно быть много активностей для детей разных возрастов и их родителей. Обеспечить комфорт и безопасность для своих детей необходимо, думаю, со мной здесь спорить никто не будет.
Нельзя забывать и про пожилых людей. Они тоже пользуются двором, и у них нет выбора. Пенсионеры не могут куда-то ездить далеко, у них нет никакой альтернативы, кроме как выйти из подъезда, посидеть на лавочке и пообщаться с друзьями. Конечно, про пожилых людей у нас думать не принято. Люди паркуют свои машины прямо в подъезды, так как им сложно 5 минут пройти до двери.
А еще во дворах не хватает мест для молодых, сильных и здоровых. Те, которые сейчас используют дворы исключительно для парковки своих машин. Им нечего делать в современном дворе, они не рассматривают его как место, где они добровольно могли бы проводить время. При этом, если бы во дворах были хорошие спортивные площадки, места для отдыха, работы или игр, люди бы проводили больше там больше времени.
При этом парковка личного автомобиля мало того, что не приносит никакой пользы, так еще негативно сказывается на общем состоянии двора. Она портит вид, машины негативно влияют на экологию, постоянно ездящие по двору машины представляют опасность для людей.
Давайте возьмем за аналогию ваш загородный дом и участок. Вы купили себе землю, построили дом и вам надо подумать о хранении вашего автомобиля. Я был на многих дачах, но никогда не видел, чтобы люди закатывали свои 6-12-40 соток в асфальт для парковки машин всех членов семьи и возможных гостей. Обычно люди строят красивый гараж, чтобы машина была защищена от осадков и не портила вид из окна. Еще я ни разу не видел, чтобы люди парковали у себя на даче машины прямо перед подъездом или на клумбе. Это логично, человек не дурак и понимает, что такое комфортная среда. Он пытается ее создать на своей земле, у себя в квартире, у себя на даче. Но поведение почему-то кардинально меняется, когда мы говорим о городском дворе.
Также необходимо понимать, что обеспечить парковкой всех желающих почти невозможно! Парковки занимают очень много площади. Одно парковочное место занимает минимум 15 квадратных метров. Для сравнения, одно рабочее место в офисе занимает примерно 10 квадратных метров. В Москве в среднем на одного человека приходится около 25 квадратных метров жилой площади. Сейчас вам всем задание - выгляните в окно и посчитайте количество мест на парковке вашего дома.
Ничего удивительного в отказе от парковки во дворе нет. Я уже писал об одном доме в Казани
в Казани, где жители полностью запретили парковку у себя во дворе:
Да, собрались и решили, что никакой парковки не будет. Теперь автовладельцы покупают места в подземной парковке. Или ставят на улице, где есть общегородские парковки, и идут домой пешком. Вот так.
Могу привести другой пример. Одно время я жил в 18-этажном доме. Если мне не изменяет память, на каждом этаже там было 10 квартир (кроме первого). То есть, всего в доме было 170 квартир, площадью от 80 до 250 кв метров. Дом был новый, даже если представить, что в каждой квартире была только одна машина на семью, то всего у жителей была необходимость парковать 170 машин. Хотя только в нашей семье было две машины, а у соседа 3. В других семьях ситуация похожая.
А вот так выглядел наш двор. Весь двор — это паркинг. Где можно было легально припарковать 35 машин, но жильцы умудрялись впихнуть 50.
Во дворе не было вообще ничего, кроме зажатой по центру детской площадки, необходимой по нормам. Детской площадкой никто не пользовался, так как гулять среди машин дети не любили. Все ходили на детские площадки в соседние дворы, где была хоть какая-то зелень. То есть, 500 жильцов этого дома были лишены двора только для того, чтобы 50 человек могли оставлять машины под окном.
Теперь повторите этот эксперимент со своим домом и вы увидите, что дворы превращают в парковку ради комфорта ничтожного количества жителей. При этом это не инвалиды, пенсионеры или маленькие дети. Почти всегда это молодые, успешные и здоровые люди.
Двор должен быть удобным, безопасным, в нем должны быть учтены интересы все групп жителей. Двор не должен превращаться в паркинг!
Так что же делать с парковкой?
Для начала надо посмотреть на район. Есть ли в пешей доступности хоть какая-то альтернатива парковки во дворе? Почти наверняка будут стоянки, подземные паркинги, где можно купить место. Возможно, будет платная парковка на городской улице. В таком случае, есть возможность припарковаться где-то за пределами двора, я бы парковку запрещал вообще. То есть, во дворе должны остаться только места для погрузки-разгрузки, гостевые места и места для инвалидов.
Если мы имеем дело с ситуацией, когда никакой альтернативы парковки вне двора нет, то какое-то количество мест необходимо предусмотреть. Но они должны быть платными.
Если жители дома решают пожертвовать частью драгоценной земли для парковки избранных, то они должны что-то получить взамен. Представим, что во дворе решили сделать 20 парковочных мест. Желающих их получить будет гораздо больше. Тогда эти места можно сдавать в помесячную аренду. Арендную ставку жильцы могут установить сами. Собранные деньги могут пойти на благоустройство остального двора. За радость парковаться под окном автовладелец будет платить ТСЖ деньги.
Здесь очень важный момент, куда идут деньги. К платной городской парковке много претензий, так как деньги за нее идут непонятно куда. Если бы деньги с парковки оставались в муниципалитетах и люди видели бы реальные улучшения, которые делаются на парковочные деньги, недовольных было бы меньше. История с дворами аналогичная. Главное, чтобы деньги не растворялись в городском бюджете, а оставались на месте и сами жители решали, что им купить в этом году, новую беседку, или установить тренажеры.
Это, кстати, решит проблему с захватом парковочных мест во дворах. Если с желанием людей ставить свой драндулет под окном нельзя бороться, то надо это желание легализовать и извлечь из него пользу.
Но сдача в аренду парковочного места кажется мне не слишком эффективной. Мест мало, их купят те, у кого больше денег, и использоваться эти места будут не на 100%. Во дворе можно взимать почасовую оплату, как в городе. Причем сделать прогрессивную шкалу — чем дольше стоишь, тем больше платишь. Это сложнее, но эффективнее. К примеру, первый час может быть бесплатным. Второй и третий часы стоят символические деньги. За ночь придется выложить уже рублей 300. Но если ты вдруг решил бросить машину во дворе на неделю и уехать в отпуск, то будь любезен раскошелиться. Если вы посмотрите на свой двор, то заметите, что многие машины просто занимают место, а их владельцы ездят только в выходные. Некоторые бросают машину на зиму или на время отпуска. Это непозволительный расход дефицитного ресурса. Может быть и аукционная система, как в Сан-Франциско. То есть, чем меньше остается свободных мест, тем больше на них цена.
Эти вопросы должны прорабатываться специалистами, чтобы найти оптимальный вариант. Принципиально надо понимать, что наши дворы захвачены автовладельцами, и мы не обращаем на это внимание. Никто ничего не сделает, пока вы сами не измените свое отношение к окружающему пространству. Конечно, никакой Собянин или Ликсутов никогда не будет брать деньги за парковку во дворах. Им проще закатать в асфальт газон и разлиновать еще десяток мест, чтобы все обрадовались. Пока вы сами не измените свое отношение к дворам, там так и будет вечная парковка.
Ничего нового я не написал. Иметь нормальный двор — совершенно естественное желание для человека. Каждый с удовольствием бы жил в элитном жилом комплексе, где во дворах вместо паркинга крутое современное благоустройство. Каждый, когда едет отдыхать, любит, чтобы из окна был хороший вид на горы или на море, при этом многие платят за этот вид дополнительные деньги. Все понимают, что такое комфортная городская среда. При этом, приходя к себе домой, некоторые люди теряют человеческий облик и начинают соревноваться, кто больше насрет у себя под окном.
Двор должен быть для людей.