А все же как правильно? Какие у нас права и обязанности по КР?
Бесспорно, что мы обязаны нести бремя расходов на содержание своей собственности, в том числе долевое участие на содержание общего имущества МКД.
Ст. 39 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ
А что касается ст. 36.1 ЖК РФ – это пример частично фикции, частично «мертвой» нормы. Утверждение о том, что собственнику принадлежат права на денежные средства, сформированные за счет взносов на КР на счету открытом в кредитной организации.
Утверждение ложно по определению, это понятно исходя из статуса ФКР. Особенно умиляет часть седьмая о ничтожности перехода права на жилое помещение без условия перехода права на деньги, переданные в ФКР. Сама статься 36.1 ничтожна, как описание притворной сделки.
Неопределенность состоит в том, что нет прямого указания закона, куда следует делать взносы на капитальный ремонт.
Например, с налогами и сборами все ясно, в соответствии с НК РФ их уплачивают в бюджетную систему РФ (ст. 58 НК РФ). Бюджетная система РФ одна и Федеральное казначейство тоже.
Если нет четкого определения, куда следует вносить денежные средства на капитальный ремонт, то и платежного обязательства собственно тоже нет. Соответственно нет оснований для начисления пени или иной штрафной санкции на несвоевременное исполнение (неисполнение) платежного обязательства.
Если четко определить получателя взноса на капитальный ремонт, то это требование превращается в налог на недвижимость и место такому налогу в Налоговом кодексе, а получателем может быть только Федеральное казначейство.
Смотрим ЖК РФ:
Ст.30 ЖК РФ – нет
Ст. 36.1 ЖК РФ - есть ссылка на непонятный специальный счет в неизвестной кредитной организации.
Ст. 44 ЖК РФ - есть ссылка на непонятный специальный счет в неизвестной кредитной организации. Дополнительно указано полномочие собрания собственников выбрать лицо, уполномоченное открыть специальный счет в российской кредитной организации.
Ст. 154 ЖК РФ – есть требование делать взнос на капитальный ремонт, но куда делать - не сказано.
Ст. 155 ЖК РФ – члены ТСЖ и иные собственники делают взносы на капитальный ремонт согласно ст. 171 ЖК РФ (дойдем и до нее)
Следует особо остановиться на части 14.1 ст. 155 ЖК РФ.
Первое. Кому уплачивать взнос на капитальный ремонт не указано.
Второе. Указано, что пеню за просрочку платежа взноса на капитальный ремонт следует уплатить в фонд капитального ремонта в порядке установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт !!! Порядок оплаты взносов на капитальный ремонт ЖК РФ или иным федеральным документом не установлен!!! Возникает вопрос, на каком основании следует платить пеню, если основное обязательство по оплате взноса на капитальный ремонт ЖК РФ не определено с указанием получателя платежа??? (нельзя указывать, потому что взнос превратится в налог на недвижимое имущество).
Третье. Размер пени определяется согласно части 14 ст. 155 для случая оплаты коммунальных услуг по договору. ???
Ст. 156 ЖК РФ указано, минимальный размер взноса члена ТСЖ устанавливается для всех случаев правовым актом субъекта РФ, в том числе и для ТСЖ.
Ст. 158 ЖК РФ очень интересная.
Надо платить взнос на капитальный ремонт, но не сказано куда.
Появилось новое понятие (на грани подмены понятий) «собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора». Здесь имеется ввиду денежная масса, сформированная на неизвестном счете, держателем которого является неизвестный региональный оператор (часть 1.1. ст. 158 ЖК РФ). А расходы на КР финансируются из этой денежной массы и иных не запрещенных законом источников (часть 2 ст. 158 ЖК РФ).
На каких основаниях и условиях собираются деньги точно не указано (об этом дальше при анализе организационно-правовой формы Фонда капитального ремонта). Часть третья ст. 158 ЖК РФ повторяет ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
И, наконец, раздел девятый ЖК РФ
Ст. 167 ЖК РФ - субъектом РФ создается «Региональный оператор» и решается вопрос о формировании его имущества.
- Контроль средств, сформированных за счет взносов на КР.
- Выплата денег («из благотворительного фонда») собственникам помещений в МКД в случаях, предусмотренных ЖК РФ (п. 7 части 1 ст. 167 ЖК РФ).
Ст. 169 ЖК РФ – указано на обязанность платить взносы на капитальный ремонт, но не сказано куда.
Ст. 170 ЖК РФ Фонд капитального ремонта (денежная масса) формируется взносами на КР, пенями, процентами на (неизвестном) специальном счете.
Далее перечислены способы «формирования» денежной массы фонда КР
- неизвестный специальный счет
- неизвестный счет неизвестного регионального оператора, при этом чудесным образом возникают на пустом месте какие-то обязательственные права у плательщиков (благотворительных) взносов (в благотворительный фонд) в отношении этого неизвестного регионального оператора.
- неизвестный владелец специального счета
- неизвестная кредитная организация
- решение по неизвестному счету на усмотрение неизвестного регионального оператора.
Установлен срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, но не сказано куда платить (часть 5.1 ст. 170 ЖК РФ)
Единственное светлое пятно ст. 175 ЖК РФ
Известный специальный счет, который могут открыть в выбранной известной кредитной организации такие субъекты (которым все будет известно и распоряжаться деньгами на цели капитального ремонта они будут самостоятельно) как ТСЖ, Жилищный кооператив, Управляющая организация по договору управления (опасная для собственников организация).
Есть еще вариант неизвестного специального счета, когда его неизвестным владельцем избран неизвестный региональный оператор.
Далее мантры про неизвестные счета и контроль за расходованием денег.
В главе 17 ЖК РФ несколько основных положений о неизвестном региональном операторе, правах и обязанностях.
Продублирована обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт и пени на неизвестный счет неизвестного регионального оператора, но куда платить конкретно не указано (ст. 181 ЖК РФ).
Установлена субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение неизвестным региональным оператором неизвестных обязательств перед собственниками. Неплохо, но озадачивает, откуда могут взяться подобные обязательства? Только что в силу самого ЖК РФ?
Вывод по теме. Платежные обязательства могут вытекать либо из сделки (договора), либо из федерального закона или в ином случае, когда федеральным законом право установить платеж делегировано иному субъекту издания норм права.
Жилищный Кодекс РФ не устанавливает обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, поскольку не указано, куда конкретно такой взнос подлежит оплате, не указан четко получатель платежа и не указан размер платежа и порядок его исчисления.
По смыслу части 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт определяется индивидуально для каждого жилого дома, а упомянутые в статье «Методические рекомендации», дело ясное, носят рекомендательный характер.
Если указать вид платежа, размер платежа и получателя платежа, то это обозначает введение нового налога на недвижимое имущество граждан, размер которого исчисляется в зависимости от площади жилого или нежилого помещения.
Была кривая попытка создать рамочные условия в законодательстве и «уйти» от введения нового налога на недвижимое имущество граждан.
Посмотрим, может обязанность делать взносы на капитальный ремонт установлена иным федеральным законом или законом субъекта (если полномочия делегированы)?