РЕЙТИНГ | 40 901 | ПОЗИЦИЯ | 8 | СООБЩЕНИЙ | 28 325 | НА ПОРТАЛЕ | 12 лет |
|
Цитата фрагмента сообщения #670477 пользователя omega от 07.03.2015 18:48 |
Всё зависит от брони,вооружения и мастерства противника. |
|
Кстати...а про щиты мало чего есть)
Вот такой набор...
Русские доспехи и оружие
В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой дспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской россии и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.
Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.
Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.
Русские шлемы
|
|
|
Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.
Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.
Вид с лицевой стороны.
|
Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова
Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю ниж нюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.
|
Шапка с Деисусом. Византия, ХШ-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.
Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.
|
|
|
|
Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову. |
Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .
Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.
|
|
|
|
Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.
По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»
Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г. |
|
|
|
Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.
Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.
|
|
|
Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка. |
"Мугальские" то есть из Северной Индии шлема с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.
|
|
|
|
Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века. |
|
|
|
Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.
На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".
Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).
|
Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см. |
Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.
Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.
|
|
|
|
Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см |
Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа. |
Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города. |
|
|
|
Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава. |
Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому |
Шапка мисюрка. |
|
|
|
Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов” |
Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв. Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля. |
|
Русские доспехи в музеях
|
|
|
Бехтерец мастера Конона Михайлова изготовленный для царя Михаила Федоровича в 1620 г.
Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок по 102 в каждом ряду, спина из семи рядов таких же пластинок. Правый бок состоит из двух рядов, а левый бок, который застегивается, состоит из трех рядов пластинок с расчетом, что третий ряд будет закрываться при застегивании доспеха.
Этот бехтерец поражает красотой и изяществом отделки; недаром в описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей.
В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Всего пластинок в доспехе 1509. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны пластинки. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Золотой навод, или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Средние ряды пластинок на груди и на спине имеют сплошной навод золотом, смежные с ними ряды-только клейма, наведенные золотом. Золотой навод очень прост по своему рисунку и повторяется в одном и том же варианте по всему доспеху, Крайние пластинки рядов сверху и снизу украшены серебряными чеканными накладками.
Пластинки доспеха по краям соединены кольчужными кольцами, между которыми вставлены кольца цельносеченные, но так как диаметр колец довольно значителен (12 мм) и между кольцами остаются большие просветы, Кононов вплетает в промежуточный ряд не одно, а два штампованных кольца.
Подол бехтерца состоит из двадцати рядов колец, из них десять рядов цельноштампованных и девять рядов панцирных колец, крепленных на один шип, а к доспеху он прикреплен одним рядом кольчужных колец. Таким образом, в этом доспехе мы видим применение и кольчужной и панцирной техники крепления колец, причем нужно сказать, что и самых неудобных и уязвимых местах мастер применяет кольчужные кольца. В панцирной технике крепления колец мастер применяет сварной способ, то есть концы кольца при креплении на шип свариваются. По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Каждая пластинка в ряду накладывается снизу вверх одна на другую, благодаря чему получается тронной слой пластинок, так как каждая пластинка остается открытой только на одну треть, остальные две трети закрыты последующими пластинками.
Пластинки изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая - 15 мм, толщина - 1 мм, длина различна в каждом ряду, судя по части доспеха: в плечах она длиннее, в талин - короче. Вcero колец в доспехе 9000, остальные примерно 11 000 необходимых для этого доспеха колец заменяются 1509 пластинками. Длина бахтерца - 66 см, ширина - 55 см. Вес 12 300 г.
|
|
|
Юшман, наручи, щит боярина Никиты Романова, XVIIв. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.
Юшман состоит из крупных стальных пластинок, украшенных золотой насечкой и крупными надписями. Пластинки в количестве 105 штук соединены между собой кольчужными кольцами, клепанными на гвоздь. Этот юшман поступил в Оружейную палату после смерти боярина Никиты Ивановича Романова, в 1655 году. Длина юшмана - 62 см, ширина в подоле-50 см, вес юшмана - 11480г.
Щит, 17-го век. Диаметром 52 см
Из железа, круглый, с тисненым четыре плоских крестообразной формы листа. Вдоль границы литые медные заклепки с обычными шляпками. В центральной части гравированные шляпки заклепок.
Наруч (налокотник) 17-го века, Длина 35 см. Наружная сторона гладкая, с вертикальными желобками в верхней части. Защита запястья из трех сочлененных пластин, прикрепленных к руке с бархатными ремешками и пряжками. Внутри покрыты тканью, крепление которой видно с внешней стороны – это гравированные медные заклепки.
|
|
|
|
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля. |
|
|
Бехтерец, выставка в подклете Благовещенского собора Московского кремля
В 1975 году при строительных работах на Ивановской площади, на глубине около 4-х метров, был найден богато декорированный предмет вооружения, случайное попадание которого в землю исключается полностью. Несмотря на плохую сохранность вещи, после реставрации перед нами предстала большая часть сложного кольчато-пластинчатого доспеха бахтерца, форма и размеры которого полностью реконструируются. Он имел короткие рукава (15 см) и прямоугольный вырез ворота. Грудь, спина и нижняя часть доспеха усилены расположенными в несколько рядов пластинами сталистого железа, заходящими одна на другую снизу вверх. Ряды пластин соединены между собой с помощью двойных уплощенных колец. Кольчужные кольца бахтерца скреплены, в основном, «на гвоздь». Плечевая часть кольчуги, несущая основную нагрузку (ее вес достигал десяти и более килограммов), выполнена из колец, скрепленных двумя заклепками (толщина проволоки 2 мм, диаметр колец 12 мм). На рукаве и остальной части бахтерца кольца имели более простое соединение одной заклепкой. Сохранились 145 нагрудных пластин доспеха. Они имеют размеры 39(40) и 17(18) мм. Выделяется только центральный ряд пластин, длина которых при ширине 18 мм колеблется от 50 до 73 мм. На спине бахтерца сохранились 94 пластины шириной 16-18 мм и длиной 33-40 мм. Они украшены серебряной насечкой, нанесенной по сталистому железу, а фон пластин обработан зубильцем в мелкую клетку. Великолепный тонкий рисунок части пластин имитирует арабские надписи. Под рукой мастера они превратились в красивые орнаментальные завитки. В наборе центральных рядов чередуются пластинки с узором и гладкие, украшенные сплошь золочением.
|
Байдана царя Бориса Федоровича Годунова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. 1580год. Длина 80 см; ширина 65 см; вес : 6.25 кг; диаметр кольца, 2.4 см Кольчуга с круглым воротником и короткими рукавами, делали из более чем одной тысячи больших, плоских колец. Каждое кольцо с надписью: "Съ нами богъ никто же на ны" (Если Бог с нами, никто не будет против нас).
|
|
|
Юшман, Оружейная палата Московского Кремля. Он состоит из стальных гладких пластинок, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего пластинок в юшмане 99. Подол, ворот и рукава юшмана оторочены одним рядом медных колец. В кольца ворота был продет шнур зеленого цвета, но он не сохранился.
На одной из пластинок, расположенных на груди, висит знак адрианопольского арсенала. Длина юшмана - 84 см, ширина - 53 см, вес - 12 300 г.
В Переписной книге 1686/87 г. этот юшман записан под первым номером и оценен в 600 рублей. В 1654-1656 гг., во время войны с Польшей, а затем и Швецией, он входил в состав походной казны царя Алексея Михайловича.
|
|
|
|
Наконечники пик и копий, бердыши - из Соловецкого монастыря. Наручи, боевые топоры. Всё - XVII век, Россия. |
Нагрудник от сплошной кирассы, Сталь Ковка, резьба. Высота 34,5 см. Мастер Никита Давыдов(?).
Пара наручей. Втор. пол. 17 века. Длина 31 см.
Оформление нагрудника и бутурлыка - частей парадного оборонительного вооружения - различно. Их выполнили искуснейшие первокласные мастера Оружейной палаты Московского Кремля XVII века. До наших дней дошло немного имен русских оружейников того времени. Среди них имя крупнейшего мастера Никиты Давыдова, проработавшего в Оружейной палате более 50 лет и воспитавшего многих учеников. К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. Поверхность превосходно обратно высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ, животных, и в центральном овальном клейме - льва, держащего в правой лапе пучок стрел. Безукоризненность исполнения сложной композиции свидетельствует о необычайно высоком мастерстве оружейника. Нагрудник является частью несохранившегося оборонительного доспеха, все предметы которого были оформлены в едином стиле.
|
|
|
Поврежденный юшман, шапка мисюрка. Главный исторический музей России - ГИМ, Москва. Фотографии седла, наручей, перначей и кистеня ниже. |
Две кирасы зерцального типа, 17 век. Оружейная палата Московского Кремля.
(a) Длина: 28,5 см (передней и задней пластины); 22.7 см (боковые пластины).
Корпусный доспех из четырех стальных пластин, скрепленных пряжками. Все пластины украшены тонким лиственным орнаментом; на передней и задней пластины с изображениями Двуглавого Орла в центре.
(b) Длина: 27 см (передней и задней пластины); 21,5 см (боковые пластины)
Кираса из двух больших прямоугольных и двух маленьких восьмиугольных выгнутых пластин соединенных ремнями и пряжками. Двуглавые Орлы на умбонах в форме сердца с тиснением и с тонким орнаментом по краям.
|
|
|
|
Зерцальный доспех (Зерцало) царя Алексея Михайловича.
Оружейная палата, Москва, 1663 Никита Давыдов Длину, 75 см; вес : 12,3 кг.
Стальные грудные и спинные пластины гофрированы и позолоченны и посеребрены шевронов. Центральную пластину украшает двуглавый орел в паутине. Орел увенчан короной, держыт в лапах скипетр и державу. Края украшены орнаментом и фигурками животных. Подкладка из красной простеганой на вате мягкой атласной ткани.
|
Передний доспех интересен шелковой шапкой подбитой хлопком и простеганной, она веротно, является подшлемником.
Подобные шапки использовались и как полноценные шлемы, иногда снабжались и железными наносниками. Общепринятое название "Шапка Бумажная". |
|
|
|
Вызывает интерес щит. Он турецокго происхождения, середина XVII в. Тростник, сталь, золото, золотная нить, шелковая нить, рубины, бирюза, бархат; плетение, резьба, чеканка, насечка золотом, басма. Оружейная палата, Москва. |
|
|
|
|
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля. |
Защитные детали русского доспеха
|
|
Две пары трубчатых наручей 17-го века. Оружейная палата, Москва.
(а) Наручи, длина 34.5 см. Каждый наруч состоит из трех пластин, соединенных петлями и застегивающимися, шелковыми лентами с пряжками. Центральной пластины оформлены позолоченной фигурой в виде двуглавого Орла и цветами, с декоративными заклепками. Боковые пластины из позолоченной меди.
(b) Наручи, длина, 32.5 см. Каждый наруч состоит из трех секций, соединенных петлями с шелковыми ремни с пряжками. Основные пластины украшены позолочеными фигурами в виде двуглавого Орла. Изнутри обиты тканью.
|
Поножи бутырлык царя Алексея Михайловича. 1664 год. Москва. Оружейная палата.
Мастер Григорий Вяткин Сталь, ткань Ковка, золочение, серебрение. Длина 42см.
Искусный оружейник Григорий Вяткин является одним из тех мастеров, которые продолжили традиции выслкого мастерства Никиты Давыдова. Бутырлык работы Григория Вяткина выкован долами, в которых чередуются золоченая и серебряная поверхности металла. Изнутри пластины проложены тканью, простеганной на вате.
|
|
|
Наручи, а еще перначи, кистень и седло. Поврежденный юшман, саадак, сабля копьё – выше. Главный Исторический музей (ГИМ) Россия, XVI-XVII в. |
|
|
Щит Иран, вторая половина XVIII в. Щит кованый железный, украшен золотой насечкой и резьбой, диаметр 385 мм. Москва. Оружейная палата.
В центре щита для придания ему прочности выковано полукруглое возвышение умбон, ниже его по кругу приклепаны с аналогичной целью четыре небольшие полусферические детали, служащие также для крепления ремней. Край щита опоясан двумя полосами растительного орнамента, выполненного в технике золотой насечки. Между ними расположены круглые и овальные медальоны, внутри которых резьбой даны изображения льва, лани, зайца, медведя и всадников. Охотничьи сцены представляют собой сюжеты, типичные для иранского декора, в котором допускались изображения животных, в отличие от турецкого или арабского искусства, где они были запрещены по религиозным мотивам.
В средней части щита вырезаны четыре полумедальона с веточками, оканчивающимися двухлепестниками ("исмями"). В верхней части медальоны с изображением всадников и двухлепестников.
Несмотря на парадное оформление, подобные щиты сохраняли боевое значение в иранской коннице вплоть до начала XIX в.
|
Щит. Изготовлен в Иране. Мастер Мухаммед Мумин Зернишан. Сталь, золото, драгоценные камни, бирюза, жемчуг; чеканка, резьба, инкрустация. Оружейная палата, Москва. |
Литература:
Искусство Блистательной Порты. The Art of the Sublime Porte. Каталог выставки. М., 2008
Русское оружие. Г.А. Коломиец Искусство. Сокровища Государственного Исторического музея М., 1983
Russian Arms and Armor Под ред. Ю. Миллер: Аврора, 1982
Парадное оружие и конское убранство XVII-XVIII. Миронова О.Е., Тихомирова Е.В. Изобразительное искусство. 1986
Старинное оружие. Аствацатурян Э., Монахов С., Шокарев Ю. НПП "Менатеп-Траст". 1993
Подробнее: http://swordmaster.org/2012/12/31/russkie-dospehi-i-oruzhie.html
Надо будет еще порыться в закромах сети.
Наши оружейники ничем не уступали западным.
Иначе Руси бы уже давно не было...как таковой.
Впрочем можно и такое предположить - западные ии восточные доспехи сохранились лучше...как трофеи...или как дорогие образцы. Принадлежащие знати...а значит имевшие больше шансов уцелеть.
Своё же шло на переплавку.
| |
|