— Сейчас в центре Москвы как раз сделали парковку платной, чтобы меньше людей пользовались машинами. Может, следовало сначала общественный транспорт модернизировать?
— Парковки в Москве были полным хаосом. От них больше пробок, медленнее общественный транспорт, неудобства для пешеходов. Это должно быть первым шагом: ничего нельзя улучшить без контроля за парковкой. Люди жалуются, что им приходится платить. Но вообще-то благодаря платной системе улучшается и их жизнь тоже: так они хотя бы могут найти парковочное место и точно знают, где их сколько.
Нужно, с одной стороны, улучшать общественный транспорт, а с другой — делать автомобили менее привлекательными: в некоторых городах берут деньги не только за парковку, но и за въезд в центр города. В Стокгольме, например, это работает прекрасно.
— В Москве мера с платными парковками очень непопулярна, люди недовольны.
— Надо помнить, что, выезжая в город на личном автомобиле, каждый добавляет свою лепту в пробку. Машина — удобная штука, но она же не в воздухе существует, а в системе уличного движения. Если слишком много людей сядет в машины — не поедет никто, весь город станет огромной пробкой. Поэтому нужна система контроля. Если вы стоите в пробке, теряя свое время, а вам предлагают: давайте вы при въезде внутрь Садового кольца каждый раз будете платить по доллару, а взамен мы обещаем, что вы всюду проедете без пробок. Неужели вы не заплатите?
Люди любят бесплатное, но бесплатный — значит заплаченный другими. Когда в Осло вводили плату за въезд в центр города, в первый день люди в возмущении перевернули платежные автоматы: «Почему мы должны платить?» А потому, что это вы, именно вы устраиваете в городе пробки! А на эти деньги, сказали власти, мы будем улучшать общественный транспорт.
— Ну, в Осло ты можешь быть уверен, что твои деньги действительно пойдут на улучшение общественного транспорта, а не кому-нибудь в карман.
— Но тогда это касается всего: как же платить хоть какие-нибудь налоги? Это вопрос контроля, но это не значит, что сама идея платы за парковку нехороша.
— В России популярна точка зрения, что с нашим менталитетом никакая хорошая идея не сработает. Мол, поставь скамейку — сломают, посади цветы — выкопают… Сейчас москвичи массово закрывают номера своих машин листками бумаги, чтобы избежать штрафов за неоплаченную парковку, даже люди на дорогих машинах.
— В скольких же городах я это слышал! «В Мюнхене такое не пройдет, в Париже не получится, в Риме все будут обманывать…» Далеко не только в Москве люди пытаются увильнуть от платы, поверьте. Когда много народу в стране начинает покупать машины, как в России, граждане сталкиваются с новыми для себя проблемами. Одна из них называется: «Почему это я должен платить за то, что было бесплатным?» Если что-то стоит дешево, его начинают использовать слишком много. Чтобы снизить потребление, государство повышает цену — так делают и с сигаретами, потому что государство заинтересовано в том, чтобы люди меньше курили.
В Америке попробовали сделать использование машин дешевым. Бесплатная парковка, дешевый бензин… Все из-за лобби производителей автомобилей и строителей дорог. Когда я приезжаю в средний по величине американский город, в центре рядом с каждым зданием я вижу паркинг такой же высоты и многоуровневые развязки. Власти говорят: «Но людям нравится водить». Да, нравится, если это дешево и удобно. Но тогда города становятся местом, куда никому не хочется идти. Москве нужно уберечься от этого — это красивый город, здесь столько парков и памятников.