Совершенное владение естественным языком состоит из трех знаний и четырех умений.
Знания:
1. Лексика. Это наибольший кусок.
2. Грамматика. Это меньше.
3. Фонетика. Это еще меньше.
Умения:
1. Читать. Наипервейшее и наиважнейшее.
2. Писать. Второе по очереди освоения и по значимости.
3. Понимать на слух. Третье в обоих смыслах.
4. Говорить. Это вишенка на торте.
Знания сами по себе нужны не всем и не очень. Они основа, фундамент. Знания, необходимые преподавателю или ученому-лингвисту сильно отличаются от тех, что нужны юзеру сколь угодно высокого класса. Носитель языка обычно не знает или не помнит грамматических правил, названий падежей и т.п. Но говорит и пишет правильно в меру своего быдлячества.
Носитель языка на самом деле знает не те несколько тысяч слов вокабулярия плюс грамматику, но десятки тысяч словоформ, и все. Не надо пугаться таких чисел. Они на самом деле пустяк. Человеческий мозг может в миллион раз больше. А если в режиме игры, то еще и удовольствие.
Фонетика как система юзеру не нужна совсем. Просто слушайте и подражайте.
Теперь об умениях-навыках.
Умение читать самое важное. Ни из каких разговоров с живыми людьми вы не получите столько ума, сколько из архива в широком смысле.
Умение писать идет следом. Наверное, не надо объяснять, почему.
Следом идет умение слушать. Не зря у человека два уха и только один рот.
Достигается тренировкой. Несколько десятков часов прослушивания речи дают хороший эффект. Начинаешь разделять слова и узнавать знакомые. Слушать поначалу надо чистую грамотную речь. Старые фильмы или выступления в парламенте. Или типа того. Голос лучше женский. Титры для глухарей не нужно смотреть синхронно, лучше изучить стенограмму отдельно. Переводные титры не помогают изучать вообще практически. Слушать чужой язык, когда ты еще не знаешь слов и прочего, все равно полезно. Это дает привычку к звучанию, интонациям и учит разделять слова. Тот, кто знает другие языки или много иностранных слов в своем, неизбежно будет их слышать и даже иногда понимать общий смысл речи.
Говорить по-настоящему это последнее по очереди умение. Только когда ты в совершенстве умеешь слышать, что тебе говорят, имеет смысл в совершенстве балаболить самому. Но суррогатное говорение никому не запрещено. Если до зарезу надо с кем-то о чем-то договориться или выяснить, полтораста слов, настойчивость и добрая воля творят чудеса. С этим вообще можно жить, если на спор. Жестикуляция и многократное переспрашивание - великая сила. Я это не очень люблю почему-то.
Слова и словосочитания хорошо учить по карточкам. Но создавать тысячи карточек в падлу. Поэтому можно делать так. Брать тетрадь, делить страницы пополам вертикально и писать слева оно, а справа перевод. Процесс писания уже задействует моторную память и добавляет навык. Прочесть сотню-другую позиций несколько раз с небольшими интервалами. Потом закрыть перевод и проконтролировать себя, помечая то, что не отложилось в памяти или где неуверенно. Прочесть все еще раз, немного заостряясь на трудных местах, а потом через час-другой тест. То, что упорно не запоминается, выписать на карточки и таскать их с собой. Зубрить или придумывать мнемонические формулки. Через день, неделю, месяц перечитывать эти тетради, чтобы узнать, сколько забылось, подновить и закрепить память. Карточки тоже складывать куда-нибудь и периодически контроль на забывание. То, что легче всего норовит забыться, пришпилить к памяти ассоциациями или зубрежкой.
За один прием запомнить можно много, но потом все забывается. Не все, но большая часть. Реально захавать в мозг навсегда за один раз можно 5-10 слов или коротких выражений. Для этого их надо записать в мозговой блокнот с применением мнемотехники или без, а потом до конца дня играть с ними между делом. И утром спросонья контроль. Это уже активная память. Начинать с этого не надо. Тренированный человек может так слопать в день 100 слов и более, но не нужно без крайней необходимости. Не переедайте. Лучше наполняйте пассивную память и читайте без словаря. Ибо быстрое наполнение активной памяти словами и выражениями нужно для говорения, а оно вам пока нафиг не надо. Вы еще слушать не умеете. А когда научитесь слышать разную речь и читать без словаря, я не знаю, что вас удержит от свободного говорения. Может, угроза расстрела.
Учебники по языкам типа школьных и вузовских читайте как худлит. Вы получите представление о языке с точки зрения препода. Узнаете о существовании грамматики, фонетики, еще чего-то ... Зубрить ничего не надо, тексты читать и переводить надо. Упражнения и прочее только от скуки. Это бестолковое учение, но и у него есть какой-то кпд.