В этот день: 127 лет назад в Екатеринбурге было создано общество велосипедистов
Сегодня 11:24
Общество велосипедистов-любителей было зарегистрировано 127 лет назад, 8 июля 1886 года, в Екатеринбурге.
Велосипедисты появились в Екатеринбурге в первой половине XIX века. Если верить рассказам старожилов, то в 1840-е годы по улицам города цеховой, работавший на монетном дворе, разъезжая на самодельном двухколесном велосипеде, удивлял народ, пробегая в час по 7-8 верст (около 8 километров). Рассказчики повествуют, что этот пилот, проезжая в дурную погоду у Основинских прудков (современная улица Маяковского), уронил свой велосипед в воду и, не имея возможности спасти его, принялся за постройку нового, более совершенного, но окончил ли он свою работу, неизвестно. Осталось утраченным для истории и имя уральского пионера-велосипедиста.
Первым документально установленным основателем велосипедного спорта в Екатеринбурге принято считать сына главного лесничего уральских лесов генерала Раунера - Юлия Раунера, который в 1868 году заказал на Верх-Исетском заводе трехколесный железный велосипед весом около пяти пудов (80 килограммов) и, немного покатавшись на нем, в следующем году переделал его в двухколесный. После Юлия Раунера на улицах Екатеринбурга на двухколесных велосипедах местного изделия появлялись чиновник горного правления Иван Ландезен и слесарь Верх-Исетского завода Семен Ушаков.
С конца 1860-х годов велосипед стал все чаще появляться на улицах Екатеринбурга и настолько заинтересовал многих молодых людей лучшего общества, что уже в начале восьмидесятых годов XIX века можно было насчитать до десяти человек, искренно полюбивших бицикл, а с ним и велосипедный спорт.
Небольшой по количеству, но с большим достатком энергии Екатеринбургский кружок велосипедистов в лице опытнейшего из них, поручика А.К. Несмеянова и других лиц, выработал устав и в декабре 1885 года отослал его на утверждение правительства. Восьмого июля 1886 года устав Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей был утвержден товарищем министра внутренних дел сенатором генерал-лейтенантом Оржевским, а 23 августа того же года состоялось первое собрание общества.
Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей, начав деятельность только при шести лицах, к концу первого отчетного года имело в своем списке 37 членов. Несмотря на ограниченные средства, общество приобрело три невысоких двухколесных велосипеда и, кроме того, озаботилось поиском помещения для катания на велосипедах зимой. Наметив довольно обширный военный манеж, комитет обратился к воинскому начальнику полковнику Лысову с ходатайством уступить его обществу безвозмездно. Ходатайство комитета увенчалось успехом, и в октябре 1886 года состоялось открытие зимнего помещения общества.
Катание велосипедистов в манеже происходило два раза в неделю, а в воскресенье и праздничные дни, когда играл оркестр военной музыки, гости по рекомендации членов допускались за плату и, хотя сборы были невелики, все же они покрывали текущие расходы общества. Таким образом, организация привлекала внимание публики и, вербуя новых адептов спорта, быстро вводила велосипед в городскую жизнь, так что к концу первого года из 37 членов общества собственные велосипеды имели 15 человек, катались же на велосипедах бесплатно все члены, пользуясь тремя общественными.
В наше время велосипедное движение в Екатеринбурге активно развивается при поддержке городских властей. В городе действует развитая сеть велопроката, а в строящихся микрорайонах выделенные полосы для велосипедистов предусматриваются еще на этапе проектирования. Стоит отметить, что в этом году уже в 20-й раз в рамках мероприятий, посвященных Дню города, пройдет шоссейная велогонка «Критериум». Мероприятие состоится в субботу, 3 августа, в 10:00 на улице Свердлова. Сильнейшие спортсмены города, области и всего Уральского федерального округа сразятся за звание победителя.