Пересадки позволяют увеличить частоту движения
Представим себе упрощенную модель города, состоящую из трех основных жилых районов и трех основных точек активности.
Если мы поставим задачу организовать систему общественного транспорта для этого города, то первым импульсом будет провести из каждого района по прямому маршруту к каждому из центров активности. У нас получится система, состоящая из 9 маршрутов. Предположим, что у нас есть возможность запустить по ним автобусы с интервалом в 30 минут.
Теперь рассмотрим другую возможность обслуживания этого города общественным транспортом. Вместо того, чтобы запускать 3 маршрута из каждого района к каждому из центров активности, мы запустим 1 маршрут из каждого района к одному из центров активности. При этом, получившиеся маршруты должны пересекаться в некой точке, где пассажир может сделать пересадку.
Так как мы сократили число маршрутов в 3 раза, мы можем с тем же количеством автобусов уменьшить интервал движения с 30 до 10 минут. Таким образом, без увеличения операционных расходов мы утроили частоту движения, решив при этом несколько важных задач.
- С 10-минутной частотой движения мы приблизились к той черте, когда пассажир перестает думать о расписании, но просто знает, что автобус будет на месте, когда он понадобится. Это важный сдвиг восприятия, при котором общественный транспорт становится привлекательным для людей, ценящих свободу передвижения.
- Увеличенная частота движения также означает, что пассажир в меньшей степени зависит от качества одного конкретного рейса. Если автобус сломался или опаздывает, то вскоре подойдет другой.
- Наконец, несмотря на то, что второй вариант предполагает дополнительный период ожидания в точке пересадки, общая продолжительность поездки, скорее всего, будет меньше.
Рассмотрим последний пункт подробно, так как в него практически никто не верит сразу. Возьмем для примера поездку из Района 1 в Университет на картинках выше. Для простоты предположим, что все маршруты в обоих вариантах занимают по 20 минут, а точка пересадки расположена ровно посередине всех маршрутов.
В первом варианте от Района 1 до Университета имеется прямой маршрут. Он идет раз в полчаса, соответственно, среднее время ожидания на остановке составит 15 минут. Поездка занимает 20 минут. Значит, среднее время поездки в первом варианте составит 35 минут.
Теперь посмотрим на второй вариант. В нем нет прямого маршрута из Района 1 до Университета. Поскольку автобус идет раз в 10 минут, среднее время ожидания составит 5 минут. Время первой поездки до точки пересадки составит 10 минут. Затем, в точке пересадки, нужно будет подождать, в среднем, еще 5 минут, и затем еще 10 минут проехать на втором автобусе. Таким образом, среднее время поездки во втором варианте составит 30 минут.
Вариант с пересадками позволяет доехать быстрее, так как он позволяет добиться значительно большей частоты движения на маршрутах при тех же операционных затратах.
Параметр «среднее время ожидания» подразумевает, что пассажиры не организуют свою жизнь вокруг расписания маршрутов, а просто приходят на остановку, когда им нужно куда-то ехать.
С ростом города растут и преимущества варианта с пересадками. Например, если вместо трех районов и трех центров активности у нас будет по шесть тех и других, то вариант без пересадок потребует 36 маршрутов, в то время как вариант с пересадками – только 6. Среднее время поездки для беспересадочного маршрута при этом по-прежнему будет составлять 35 минут, в то время как для варианта с пересадками оно уменьшится до 25 минут, так как то же количество автобусов можно будет пустить уже с 5-минутным интервалом.