Повышение мощности велогонщика за счет "контролируемого обезвоживания"?
Роджер Палфриман (Roger Palfreeman), бывший врач команд Sky и BMC, работавший также в Федерации велоспорта Великобритании, рассказал о возможности повысить мощность гонщика путём «контролируемого обезвоживания».
Теория Палфримана на примере Криса Фрума
Свою идею Палфриман высказал на конференции, проходивший в столице Катара Дохе во время обсуждения темы «Профессиональный велоспорт в экстремальной жаре». Испанская газета El Pais опубликовала интервью Роджера Палфримана и обсуждение реальности применения «контролируемая дегидрация».
Согласно теории Палфримана, при «контролируемой дегидрации» если процент потери веса больше потери процента мощности, то соотношение мощности к весу возрастает.
Так, по словам Палфримана, капитан команды Sky Крис Фрум «потеряв два килограмма за несколько часов в один день на горном этапе Тур де Франс, способен подняться на 47 секунд быстрее своего лучшего времени, что немало, учитывая, что в 2015 году, например, он выиграл Тур де Франс с преимуществом всего в 72 секунды. Эти два килограмма можно потерять путём контролируемого обезвоживания, если пить меньше, чем требуется с точки зрения логики».
Photo (c) @RodWhiteley
Известно, что вопрос веса для профессиональных велогонщиков, особенно тех, кто нацелен на борьбу за генеральную классификацию, является своего рода навязчивой идеей, предметом тщательного контроля. С развитием техники вес велосипедов уменьшился, как уменьшается и вес гонщиков. Между 2007 годом, когда Крис Фрум дебютировал в качестве профессионала, и 2012, когда он финишировал на Тур де Франс 2-м, он сбросил вес с 75 кг до 67 кг. Несмотря на потерю веса, Фрум смог показывать ту же относительную мощность, что и Мигель Индурайн, который во время победы на своём предпоследнем Тур де Франс был на 14 кг тяжелее.
Палфриман говорит, что при весе в 67 кг Фрум способен показывать мощность в 6,25 ватт/кг, такие данные приводятся в физиологических данных британского гонщика, опубликованных в прошлом году. Если он потеряет 2 кг, то его мощность может составить 6,45 ватт/кг.
Идея о контролируемом обезвоживании
Photo (c) @RodWhiteley, @DrJPeriard
Идея о контролируемом обезвоживании не нова. В книге «Еда, питание и спортивное выступление», изданной в 2004 году (Food, Nutrition and Sports Performance Ii: The IOC Consensus Conference on Sports Nutrition (2004) by Ron J. Maughan, Louise Burke and Edward F. Coyle) эта стратегия признана рискованной: «Учитывая сильный негативный эффект от вызванного обезвоживания, которое приводит к гипертермии (перегреву), теоретически увеличение потенциала выступления (мощности/кг) может быть реализовано только в том случае, если человек может переносить перегрев организма, когда обезвожен. Надо помнить, что сочетание дегидрации и гипертермии действует на сердечно-соудистую деятельность синергетически. Поэтому использование дегидрации – это рискованная игра».
Роджер Палфриман считает, что при соответствующей подготовке возможно бороться с эффектом перегрева. Он рекомендует гонщикам игнорировать состояние дегидрации, избегать негативных мыслей и полоскать рот ментолом, чтобы обмануть жажду и «сгенерировать ощущение прохлады».
Также требуется тренироваться, чтобы переносить жару, в этом поможет приём парацетамола, который изменит восприятие жары. Палфриман упоминал также препарат «Бупропион», известный как «Велбутрин» (Wellbutrin), который, однако, относится к антидепрессантам и вызывает сомнения у Антидопингового Агенства, в данный момент этот препарат находится в списке отслеживаемых.
Палфриман предлагает адаптироваться, например, к 40-градусной жаре, принимая ванну, температура воды в которой равна 40 градусам, в течение 40 минут.
Эксперимент Иньиго Мухики (Iñigo Mujika)
Иньиго Мухика – спортивный физиолог, тренер по триатлону и плаванию, редактор Международного журнала спортивной физиологии и выступлений, профессор Университета Страны Басков. Получил степень доктора наук по биологии в Университете Сен-Этьенна (Франция) и доктора наук спортивной медицины за исследования в области физической активности.
Иньиго Мухика: «Мы изучили возможность компенсировать снижение средней мощности снижением веса. Во время исследования я был и подопытным и исследователем, я прекрасно помню свои ощущения. Когда я сознательно допустил обезвоживание, то в начале подъёма почувствовал себя легко, подумал, что полечу, но внезапно...бум… всё закончилось, потому что начались проблемы с терморегуляцией. Однако, если человек достаточно гидрирован, то усталость подступает постепенно, что позволит регулировать процесс».
Реакция команды Sky на теорию Роджера Палфримана о контролируемом обезвоживании
Команда Sky в интервью Cycling Weelky так отреагировала на высказывания Роджера Палфримана: «Благополучие гонщиков для нас предмет первостепенной важности, поэтому такой вопрос как гидрация у нас находится под контролем нашего главы по питанию и врачей нашей команды. Доктор Палфриман на конфереции выразил свою личную точку зрения, которая не имеет никакого отношения к практике, используемой в команде Sky».
Один из спортивных врачей, не назвавший себя, так отреагировал на высказывания Палфримана: «Я никогда бы не раскрыл секреты, позволяющие гонщикам ехать быстрее». Он добавил, что идеи Палфримана не имеют под собой научной основы. (c)