НЕМНОГО ТЕОРИИ
Установку посадки велосипедисту начинают с правильного определения положения стопы на педали - основного места приложения движущих сил. Стопу располагают на педали так, чтобы второй плюснефа-ланговый сустав I пальца (уровень бугристости у основания фаланги I пальца) проецировался на ось педали (рис. 19).
Стопы ног должны занимать параллельное положение, а пятка не выступать внутрь или наружу. Затем можно разметить место установки шипа для задней планки педали. Шипы могут представлять собой кожаные, металлические или пластмассовые полоски, которые приклепывают к подошве велотуфель, либо фиксируют прижимным болтом.
Туклипсы устанавливают так, чтобы носок велотуфли фиксировался в изгибе туклипса. На основании измерений, проведенных у многих велосипедистов высокой квалификации, можно предложить простой способ установки стопы (табл. 17).
Таблица 17. Размещение стопы на педали Расстояние прорези шипов в зависимости от вида гонки, см
Расстояние прорези шипов в зависимости от вида гонки, см
Размер велотуфли | Спринтерская гонка, гонка на время на 1000 м с места | Гонка преследования | Гонка на шоссе |
39-41 | 11,2 | 11,5 | 11,7 |
42-43 | 11,5 | 11,8 | 12,0 |
44 | 11,7 | 12,0 | 12,2 |
45 | 12,0 | 12,2 | 12,4 |
Однако следует учитывать особенности анатомического строения ног, развитие групп мышц нижних конечностей, способ педалирования. Фирмы, специализирующиеся на изготовлении велотуфель, педалей и системы крепления, разработали устройство, с помощью которого измеряется длина стопы и определяется место системы крепления. После установки стопы на педали определяют высоту седла, которое служит второй точкой опоры на велосипеде. Наиболее распространенный прием определения высоты такой: расположив шатун в направлении подседельной трубы, велосипедист устанавливает пятку на педали, при этом бедро и голень должны быть выпрямлены не полностью, а чуть-чуть согнуты. Передвижение седла вперед и назад осуществляется с учетом специализации, способа педалирования, применяемых передач. У спринтера вертикальная линия, проведенная через ось каретки, должна проходить впереди носка седла на 1-3 см, преследователя - 3-6, шоссейника - 6-9 см.
Руль - это третья точка опоры. Выбор формы и определения положения руля, а также длины выноса являются заключительными операциями установки посадки. От их положения зависит положение рук, туловища, углов сгибания тазобедренных суставов и аэродинамичность посадки.