Андрей Альшевских называет реформу транспортной сети профанацией.
Внедрение новой маршрутной сети в Екатеринбурге вызывает массу споров. Авторы проекта убеждают, что схема позволит сократить время на дорогу для большинства горожан. Но вот сами жители города в большинстве своём пока не очень в это верят.
Депутат Госдумы Андрей Альшевских опубликовал у себя в "Живом журнале" подробный разбор изменений. Приводим текст полностью.
После нескольких дней обсуждений, споров, ссор, когда эмоции в соцсетях временно приутихли, распишу свои впечатления от запланированных транспортных перемен в Екатеринбурге. Достаточно многими они воспринимаются как конец света. Ожидаемая и прогнозируемая реакция.
Пункт № 1. Ключевой. Его, предположу, оспаривать мало кто возьмётся
Назрело уже давно. Общественный транспорт столицы Урала пора выручать, спасать, модернизировать (подставьте свой вариант). И причины тому достаточно веские:
• дублируются маршруты, поэтому выручка размывается среди перевозчиков;
• МОАП и ЕТТУ не умеют работать в условиях конкуренции;
• как муниципалы, так и частники выпускают на линии старый подвижной состав (опять же нет средств на масштабное "перевооружение");
• по вечерам до многих районов тяжело добраться, про ночные рейсы мэрия даже не "заикается";
• по ощущениям, в администрации города нет понимания, прогнозирования по транспортным потокам и потребностям на несколько лет вперёд либо информацию усиленно скрывают;
• полно случаев, когда "маршруточники" игнорируют ПДД.
Перечислил лишь часть бед, которые не стоит ранжировать. Они все, я бы сказал, взаимосвязаны.
Пункт № 2. Подмена понятий
Нас убеждают чиновники, часто произносится в СМИ, что готовится реформа общественного транспорта Екатеринбурга. Простите, но нас обманывают. То, что перетасовали маршруты, многие сократив, то, что опять (скорее всего) вырастет стоимость проезда, даже если введут "повременку", тянет максимум на припарки. Нас ждёт профанация, а не реформа.
Мне хочется донести до вас, что тему важно раскрывать и рассматривать масштабнее, чем нам предлагают.
Ведь никто (так думаю) не против перемен, когда они гарантированно полезны. Однако если не развивать городскую среду, а общественный транспорт назову одной из её составляющих, на выходе пассажиры получат полумеры. Вспомните, сколько раз за последние годы нам повышали плату за проезд?! Что-то поменялось в итоге?
Нас окружают неудобные и зачастую разломанные остановочные комплексы (чего говорить, многие элементарно не убирают от снега). Мы наблюдали, какой осознанный, полагаю, бардак творился с рекламой в транспорте не один год (о выгодополучателях подумайте). Нам обещали ещё чуть ли не лет десять назад, что обособят трамвайные пути. А воз и ныне там. Или напомню про опасные узкие остановки. Одни ждут трамвай, другие выходят из него, а по факту не разминуться… И "пихают" друг друга зачастую под колёса…
Даже с элементарным в третьем городе страны власти не могут или не хотят справиться – разместить на каждой остановке расписание транспорта (грязные доски, где указаны интервалы движения, не являются чем-то удобным и адекватным).
Потому, повторю, без комплексного подхода к делу, даже если мэрия и верит искренне в свою миссию, успех её не ждёт. Сколько раз Екатеринбургу давали обещания деятели разного калибра?! Где тот же обещанный запрет точечной застройки от губернатора Александра Мишарина?! С собой забрал, когда уходил... Вот и у населения отсутствует вера словам власть имущих.
Пункт № 3. Что нас ждёт
По логике разработчиков новой схемы из фонда "Город.PRO", поправьте, если некорректно выражусь, в Екатеринбурге значительно сократят количество маршрутов общественного транспорта, взамен введут новые, и с 1 июля 2017 года дальние расстояния придётся преодолевать чаще всего с пересадками.
Почитал материалы, как выстроены транспортные системы в Европе, на которую у нас любят ссылаться и равняться.
Та же Варшава. (Населения, правда, чуть больше, чем в Екатеринбурге, но не критично...) В столице Польши есть две ветки метро (вторая короткая, открыли её полтора года назад). Согласно официальному сайту, здесь 27 трамвайных линий, и, что ключевое, они пересекают весь город. То есть из трамвая в трамвай без особой нужды не приходится "скакать". Про изобилие автобусных рейсов (даже скоростные имеются) расписывать не стоит…
По оплате проезда в Варшаве имеются свои нюансы, однако в основном местные пользуются проездными (в частности, полицейские в форме, пожилые, кому больше семидесяти, ездят бесплатно). Для разовых поездок действует "повременка" – 20, 75 или 90 минут. Катайся – не хочу. Так и трамвайные ветки тут обособлены, выделены, а основной транспорт низкопольный.
Представьте теперь, как у нас придётся тяжко пенсионерам, людям с ограниченными возможностями здоровья после всех пересадок (ещё надо выучить, куда ехать). Или задумайтесь, если введут повременные билеты, у скольких пассажиров прихватит сердце, когда трамваи, автобусы, троллейбусы "застрянут" в пробке. Ведь пассажиры заплатили за время… Объективно, что перенервничают.
Пункт № 4. Кто виноват
Сразу после избрания в Госдуму для депутатов "Единой России" проводили несколько семинаров. Среди прочих выделялось выступление Германа Грефа. Кто-то из вас, конечно, скептически относится к персоне главы Сбербанка, однако его опыт в любом случае заслуживает уважения. Так вот, Греф говорил о том, что ни одна реформа в стране не доводилась до конца. Перескажу его речь: причиной "застоя" он называл кадровый голод, дескать, у тех, кто занимает ключевые должности, нет должной хватки, компетенции. (Пожалуй, не себя имел в виду.)
Аналогично, мне кажется, и в нашем случае. "Обойма" "серого дома" за небольшими исключениями стабильно одна и та же. То есть "реформировать" общественный транспорт сейчас взялись те, кто наблюдал за "раздербаниванием" нашего МОАПа, кто в своё время помогал "плодиться" в Екатеринбурге маршруткам, и далее. Очнулись, опомнились? Или что произошло?
Пункт № 5. Про кого же забыли
По давней традиции "серый дом" не поинтересовался у жителей Екатеринбурга, готовы ли мы все к автобусным, троллейбусным и трамвайным новшествам. А зря. Похвалу инициативам фонда "Город.PRO" я встречал только в соцсетях (от друзей и соратников организации). А с кем обсуждал, с родными, со знакомыми, с избирателями, все в шоке от перспектив (и это ещё мягко сказано).
Образно замечу, что у свердловчан (екатеринбуржцев) на генетическом уровне заложено, что, например, "первый" трамвай ходит с Вторчермета на Волгоградскую, а "четвёрка" – с "Южной" на Шарташ. (Поизучайте схему того же 1977 года.) Соответственно, почему привычки целых поколений "ломают через колено". А судьи, простите, кто? Кто сказал, что станет лучше?
В конце декабря депутаты Госдумы, представляющие Екатеринбург, встречались с сити-менеджером Александром Якобом. Зашёл разговор и про транспортный проект. Якоб признался, что ждёт народных возмущений, но уверен, что вскоре все успокоятся. Я же продолжаю считать, если бы Екатеринбург возглавлял сильный мэр, избираемый населением глава администрации, он бы не пошел вопреки общественному мнению.
Пункт № 6. Отдельная "песня" об исполнителе
Чуть больше восьми миллионов получил фонд "Город.PRO" за свои разработки. По сути, за то, что "поставили на уши" сотни тысяч человек. К слову, изначально свою работу они оценили меньше на 130 тысяч рублей, чем конкурент из Санкт-Петербурга, ООО "Транспортная интеграция". Будем считать, землякам повезло, и никакой связи с мэрией за ними никогда не наблюдалось.
Сам заказ, который выиграл "Город.PRO", назывался весьма сурово "Выполнение научно-исследовательских работ по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта". Пропустим тот момент, что закупка объявлялась ЕТТУ, хотя это скорее анекдотично.
Объясните мне, пожалуйста, другое. Какое образование должно быть у людей, чтобы выполнить научную работу по общественному транспорту? Какой опыт? Сколько оптимизаций они уже придумали? В каких городах? Ни одной же. А чего добились, кроме ярких постов в соцсетях?
Допустим, молодые люди умеючи прикрываются именем американского эксперта Jarrett Walker, с которым сотрудничают. Хорошо, обозначьте его конкретные достижения в создании новой транспортной схемы для Екатеринбурга. Не прячьтесь за фразой "про коммерческую тайну".
Также интересует, какую ответственность "Город.PRO" возьмёт на себя, если придумки провалятся при реализации? Из соцсетей удалятся?! И то ведь сомнительно, что решатся…
Пункт № 7. Что делать
О предложенных фондом "Город.Pro" маршрутах говорить не хочу. Они чересчур дискуссионные. Понятно, что дальнейшая судьба "реформы" исключительно в руках служащих администрации Екатеринбурга. Поэтому призываю всех ответственных лиц не торопиться. Пока что полезнее, считаю, отложить наработки "Города.PRO" в долгий ящик. Лучше, если муниципалитет закажет альтернативные проекты… у специалистов. И обязательно мнение горожан брать в приоритет. Ломать – не строить.
Все материалы о новой транспортной схеме Екатеринбурга мы собрали в одну рубрику, вы найдёте их здесь.
Фото: Андрей АЛЬШЕВСКИХ / facebook.com