С начала учебного года в адрес правозащитников и уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области поступили десятки обращений от родителей школьников Екатеринбурга по факту необходимости оплачивать в пользу школы и класса крупные денежные суммы на бытовые и учебные нужды. Среди обращений было зафиксировано и несколько заявлений от жителей Академического.
Непростую ситуацию о вынужденных школьных тратах ещё в начале сентября обсуждали пользователи нашего портала. Кто-то был к ним морально готов и относился к этому как к делу привычному, а кому-то необходимость платить за охрану или туалетную бумагу показалась нарушением законных прав. Тем не менее, большинство родителей сходятся во мнении, что такие траты существуют, и за что-нибудь платить всё равно обязательно придётся.
За тетради уже сдали по 2 тыс. Далее брелки для входа, украшение класса, шары на линейку, по 4 тыс. на охрану/воду/накрывание, стаканы для питья, мыло, бумажные полотенца сами будем преобретать весь год...потом, наверняка, всякие подарки/праздники...и вы считаете мало?
— пользователь подкова
Но в министерских и иных вышестоящих образовательных кругах на этот счёт имеется своя точка зрения. Так, по словам председателя Уральского родительского комитета (УРК) Евгения Жабреева, государство обеспечивает учеников своих школ всеми основными ресурсами, и скидываться ещё на что-то дополнительно нет серьёзной необходимости.
Сегодня все школы лицензированы — это значит, что в них созданы условия для учёбы детей. Кроме того, перед началом учебного года все они проходят комиссию. Дети не смогут приступить к учёбе, пока в школе не будет всё готово: классы, спортзал, инвентарь, оборудование медицинского кабинета.
— Евгений Жабреев
Такой же позиции придерживается и министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов, отмечая, что даже учебники для всех свердловских школ были закуплены к началу учебного года за счёт областного бюджета.
По мнению представителей вышестоящих инстанций, родители сами виноваты в сложившейся практике, которая работает по принципу «пока находится тот, кто готов оплачивать сборы, всегда найдётся тот, кто их организует». Во многих случаях, поясняют в отделе по исполнению законов о несовершеннолетних Свердловской областной прокуратуры, инициаторами денежных сборов на нужды школы оказываются сами родители, в том числе и в лице родительских комитетов.
Как правило, в результате оказывается, что денежные средства действительно собираются по «доброй воле» родителей, которые понимают, что нужных учебников «от государства» можно и не дождаться. И в этом случае, по убеждению руководителя аппарата свердловского уполномоченного по правам ребенка Игоря Морокова, всю эту финансовую систему необходимо сделать максимально прозрачной, чтобы родители могли самостоятельно контролировать приходы и расходы денежных средств по назначению.
Мы видим выход в том, чтобы школы размещали информацию о взносах на своих сайтах. Пусть на сайте школы будет страничка родительского комитета, раз уж все им прикрываются. Но директоров ведь не заставишь это сделать, никто по своему желанию этого делать не будет: для них лучше «серые» схемы, когда ничего не видно. Поэтому мы будем ходатайствовать перед депутатами и правительством, чтобы обязать образовательные организации размещать на сайтах школ всю информацию о взносах и отчеты о расходовании средств.
— Игорь Мороков,
детский омбудсмен
Вот примерный список того, на что могут уходить школьные сборы с родителей, которые трудно контролировать:
Согласно обращениям, взносы с родителей учеников школ №№ 16 и 19 составляют примерно по 6 тысяч рублей в год. При этом суммы взносов по Екатеринбургу разнятся в среднем от 500 рублей до 2–3–5 тысяч рублей. В некоторых случаях, отмечают в управлении, сборы могут достигать 10 тысяч рублей и выше.
С вопросом о сумме школьных сборов и их целевом назначении мы обратились к директору МАОУ СОШ № 19 Беловой Светлане Анатольевне.
Эта информация давно устарела. С самого начала родители наших школьников платят только за услуги охраны и клининга в размере 4 тысяч рублей в год. И эта сумма уменьшается каждый год с ростом количества детей. Ни на что другое мы деньги больше не собираем — ни на учебники, ни на ремонты и т.д. Все учебники школа закупает самостоятельно. К тому же, школа не имеет никаких отношений с наличными средствами, все деньги поступают на расчётный счёт, а родители получают полный отчёт о том, на что были потрачены собранные средства.
— Светлана Белова
На вопрос о том, что делать в том случае, если кто-то платить не хочет, Светлана Анатольевна отметила, что все взносы делаются в добровольном порядке. Всегда есть те, кто не платит, и те, кто требует подробного финансового отчёта.
Благотворительные взносы производятся только по решению, принятому на общих родительских собраниях или родительским комитетом. У нас есть целый класс, который не платит. И ничего, обучается в школе также, как и все остальные.
— Светлана Белова
Светлана Анатольевна заметила, что вся информация по родительским взносам прозрачная, и в случае необходимости школа готова её предоставить в открытом доступе.
Таблица: ura.ru.