http://itsmycity.ru/blog/post/id/7060
«Екатеринбург быстрее других городов России может стать новым Амстердамом»
Основатель движения Let’s bike it! о том, как велосипеды смогут изменить Екатеринбург
Количество велосипедистов в Екатеринбурге растет с каждым годом, они не удивляют горожан и в морозы, и в зной. Сейчас в городе открылась масса клубов и сообществ, поддерживающих велокультуру и гражданские инициативы: «Город-PRO», «Вело-Екатеринбург», «Вело-город», клуб «КОНТАКТ» В городе построили около около 22 километра велодорожек: они закладываются во все проекты новых улиц и строящихся микрорайонов.
Уже этой весной Екатеринбург можно будет проехать на велосипеде насквозь по улицам Авиационной и Союзной, Циолковского — Сурикова, а также в районе Дендрария у цирка. Ежегодно проводятся массовые марафоны и акции в поддержку велодвижения. Самый значимый из них – майская велопрогулка, собирающая регулярно более 10 тысяч человек. В марте на Неделе «Стрелки» в Екатеринбурге прошла лекция создателя самого крупного велодвижения в Москве Let’s bike it Владимира Кумова. Он рассказал о том, как пересадить Россию на велосипеды. IMC побывал на ней и узнал, как это сделать.
Я не открою великую истину, если скажу, что ездить на велосипеде круто. Для нас, жителей городов, это способ оставаться в тонусе, не зависеть от дорожающего топлива и общественного транспорта. Для компаний-работодателей велосипеды тоже плюс, потому что сотрудники-велосипедисты реже ходят на больничный и лучше работают.
В Москве благодаря велопарадам и акциям Let’s bike it! за последние пять лет в 11 раз выросло число поездок с применением велопроката, снизилось число по ДТП и количество погибших.
Инфраструктура, которую построили для велосипедистов, начинает использоваться: появляются велополосы, заполняются парковки у домов и офисов, а главное — у людей постепенно меняется отношение.
Мировой опыт полезен, когда стремишься изменить окружающую действительность, но у каждой страны и города собственный путь, нет готового рецепта. Екатеринбургу повезло на фоне других городов. Здесь живет и работает Владимир Злоказов (архитектор и урбанист, автор проекта «Живые улицы», популяризатор велодвижения в России. — Прим. ред.), один из лучших, по моему убеждению, экспертов в России по проектированию велоинфраструктуры. Let’s bike it! часто обращается к нему за рекомендациями и советами.
Новые идеи нужно внедрять в сознание позитивными способами. Для этого Let’s bike it! на протяжении пяти лет проводит ряд акций: велопарад, «На работе на велосипеде» и конкурс анимации.
Найти куратора для проведения велопарада
Чтобы сделать массовое мероприятие, нужен куратор. Будет круто, если в Екатеринбурге найдется такая компания или доброволец для одной из наших акций в 2017 году. От куратора в городе зависит немало: информационная поддержка, система бонусов и поощрений и сопровождение компаний-участников. На сайте нашей группы есть инструкция по проведению и организации велопарада.
Поехать на работу на велосипеде
В 2016 году Let’s bike it! впервые провел акцию «На работу на велосипеде», которую поддержали 50 городов в России. Основная идея — через положительные эмоции приучить людей к ежедневной езде.
Благодаря этой акции мы смогли показать, что велосипедисты разные, например, сотрудники метрополитена едут на работу на велосипеде, при этом по пути завозят детей в детские сады.
Среди участников был 90-летний дедушка, который едет на работу 5 км, потому что ходить пешком ему больно, а на велосипеде – нет. Акция также смогла показать суперофисы, которые поддерживают велокультуру. Например, в «Мэйл.ру» открыт велопрокат для сотрудников: любой желающий может поехать на встречу с партнером на велосипеде.
Сбавить скоростной режим
Практика показала, что с представителями властей и дорожных служб можно и нужно сотрудничать. В городах России слишком высокий скоростной режим: в Париже, Буэнос-Айресе скорость снижена до 30 км/ч, на большинстве улиц в Нью-Йорке – 40 км/ч, в Мехико – 50 км/ч. Столкновение с машиной на скорости 80 км/ч летально, поэтому мы видим так мало велосипедистов на проезжей части. Нужно агитировать за снижение максимальной скорости и объяснять велосипедистам: чем больше людей будет ездить по проезжей части, тем меньше конфликтов будет с пешеходами, и тем осторожнее придется быть водителям. Пока наши призывы встречают сильное сопротивление, даже со стороны Минтранса.
Если Екатеринбург присоединится к другим городам России, агитирующим за снижение скоростного режима, дело сдвинется с мертвой точки.
Позвать мэра на велопарад
В Екатеринбурге полный порядок с улицами и «плоским» ландшафтом, как в Амстердаме, плюс компактность, – это идеальный велогород. Столицу Урала словно изначально строили, чтобы оборудовать для велосипедистов. Если хотите, вот рецепт развития персонально для вашего города: привлекайте на все веломероприятия местные власти и обязательно своего мэра. И еще мне кажется, что здесь отлично бы сработала тема велотуризма: Екатеринбург богат архитектурным наследием и красивыми видами, смотреть которые стоит на велосипеде.