Екатеринбург имеет огромный потенциал развития велосипедного транспорта. Я всегда это говорил и не устаю повторять. Наш город компактен, плотно застроен и в нем не слишком много естественных и рукотворных преград, мешающих передвижению на велосипеде. С каждым годом все больше людей открывает для себя велосипед, и это видно по количеству велосипедистов на улицах. Серьезным сдерживающим фактором в этом процессе является отсутствие безопасных путей передвижения. Лишь немногие отваживаются ездить по проезжей части, в то время как большинство вынуждено делить тротуар с пешеходами и преодолевать бордюры на каждом выезде из двора.
Решением этой проблемы могло бы стать строительство велодорожек, однако, на сегодня в Екатеринбурге нет целевой программы развития велосипедного транспорта, а потому велодорожки появляются только на новых и реконструированных улицах. То, что велодорожки включаются в эти проекты по умолчанию – большой шаг вперед, но если ограничиться таким подходом, сколь-нибудь связную сеть велосипедных маршрутов, по которым можно передвигаться по всему городу, мы увидим еще очень нескоро.
В отношении велосипеда традиционно существует большой скептицизм. Среди людей принимающих решения, о том, как будет развиваться город, практически нет таких, кто пользовался бы велосипедом для передвижения по городу. Практически все они ездят на машинах, а потому представить, что кто-то будет ездить по городу на велосипеде – почти непосильная для них задача. Ссылки на зарубежный опыт работают плохо, так как всегда найдется какой-нибудь контраргумент (чаще всего: суровый климат и менталитет людей).
Чтобы развеять сомнения и дать импульс развитию велотранспорта в городе, нужен какой-то показательный проект. Не просто велодорожка на отдельно взятой улице, которая никуда не ведет, а полноценный маршрут, который связал бы с центром и между собой несколько районов, и которым большое количество людей могло бы пользоваться для ежедневных поездок. При этом проект должен быть малозатратным, чтобы его реально было продвинуть к реализации. Сочетание двух этих требований делает задачу почти невыполнимой, однако, как мне кажется, я нашел подходящий вариант.
В Академическом районе Екатеринбурга на всех новых улицах уже есть велодорожки. Их состояние далеко не безупречно, однако, их можно и нужно улучшать. Две лучшие велодорожки ведут в сторону центра города по улице де Геннина. Они пользуются таким успехом, что в хорошую погоду на них уживается сразу два пункта велопроката.
В настоящее время дальше Объездной дороги по этим велодорожкам не доедешь. Однако, если продолжить их по улицам Серафимы Дерябиной, Бардина и Ясной в сторону центра города, получится весьма привлекательный веломаршрут.
Насколько привлекательный? Во-первых, все эти улицы проложены по относительно плоской местности и на пути не придется преодолевать крутых подъемов. Во-вторых, на всем протяжении велодорожку можно проложить на значительном удалении от проезжей части. В-третьих, на протяжении 4 400 метров маршрута проезжую часть придется пересекать всего 6 раз (из них 3 раза в районе Объездной), что сводит задержки на светофорах к минимуму.
Я попробовал имитировать проезд этого маршрута по велодорожке, двигаясь по проезжей части с прогулочной скоростью (т.е. мне не пришлось преодолевать бордюры и делить тротуар с пешеходами, а остановки я делал только на светофорах):
Путь от перекрестка Краснолесья-де Геннина до Московской-Большакова занял около 22 минут. Учитывая, что мне пришлось постоять на каждом светофоре, реально доехать и за 20 минут. От Московской-Большакова до центра через Зеленую Рощу — еще 10-15 минут. Итого 30-35 минут от Академического до центра и наоборот. По-моему, с учетом утренних и вечерних пробок это вполне конкурентоспособный результат, по сравнению с личным автомобилем и общественным транспортом. Население Академического постоянно растет и чем дальше, тем более будут востребованы транспортные связи с центром города. Естественно, что жители Юго-Западного района, через который будет проходить маршрут, смогут доехать до центра еще быстрее.
Кроме жителей Академического и Юго-Западного районов веломаршрут будет также интересен тем, кто хочет покататься в Юго-Западном лесопарке. Сейчас в эту зеленую зону нет удобного доступа со стороны центра города.
Замечательная особенность предлагаемой трассировки – практически везде велодорожку можно проложить за счет газонов. В трех местах потребуется перенос торговых павильонов (подчеркну — именно перенос, а не ликвидация) и еще в трех местах потребуется изменение конфигурации автостоянок (самое проблемное — около ТРЦ «Фан-Фан»). Никаких веломостов, тоннелей и прочих сложных инженерных сооружений не потребуется. Также нигде не нужно будет сужать проезжую часть или уменьшать число парковочных мест (там где веломаршрут задевает автостоянки, есть возможность построить дополнительные места поблизости). Все это делает строительство Академического веломаршрута недорогим для Екатеринбурга проектом.
Что также замечательно – этот веломаршрут в районе улицы Московской отлично соединяется с нашими первыми велодорожками в центре города, которые должны появиться на улице Большакова. И в этом смысле проект Большакова уже не кажется бесполезным и ни с чем не связанным, но он будет логичным продолжением важного общегородского веломаршрута.
С детальным проектом Академического веломаршрута можно ознакомиться по ссылке