myst1k | | Роман! ты как специалист, можешь написать красивый пост по использованию 3х цепей "по кругу"?
т.е. интересует подробно, зачем так делать, на сколько увеличивается ресурс, как правильно это сделать, какая экономия, как в таком плане живут передние звезды системы, как живет кассета и т.д.
возьми за пример. шимано 105 5700 (20 ск.) | Цитата сообщения #28623 от 17 октября 2016 14:31 | |
Вообще, таких статей полно. Во-вторых, на примере конкретной цепи это делать нет, т.к. невозможно создать абсолютно такие же условия, чтобы сравнить испытания с другой цепью. Из-за этого же у кого-то цепь UG51 будет ходить дольше, чем HG54. Тут много факторов - насколько тщательно обслуживать, разные типы дорог или их отсутствие, агрессивность педалирования и переключений и прочее.
Просто нужно понять, для чего это надо. Надо это тем, кто ездит достаточно много. Возникает вопрос цены катания, т.к. невовремя поменяная цепь убивает кассету (а некоторые дотягивают и до убийства системы), что несет дополнительные затраты. Кстати, некоторые даже не представляют, что цепь изнашивается и требует замены через определенный пробег.
Так вот, цепь, во-первых, изнашивается сама (из-за трения и нагрузок). Но не так, как некоторые думают - "ну растянулась, переключатель ведь натягивает". Он, конечно, натягивает. Но износ тут другой. Увеличивается длина каждого звена (деформируются ролики, пины, пластины - не будем углубляться в механику процесса). У звена велосипедной цепи стандартная длина - пол-дюйма. Звездочки кассет, трещоток, соответственно, рассчитаны на этот размер. Когда звенья растянуты они ложатся на звездочку со смещением. Чем больше звеньев "лежат" на звездочке, тем больше накопленное смещение. Короче, начинается неправильная работа пары цепь-звезда и повышенный износ зубьев звездочки. Изношенная звездочка начинает, опять же, портить цепь. Т.е. к собственному износу цепи добавляется износ от деформированной звезды. Круг замкнулся. В общем, износ увеличивается в геометрической прогрессии. Вот главная причина эффективности пользования трех-четырех цепей "по кругу".
Средний срок службы цепи - около 1500км. Обычно от 1000 до 2000. Крайности типа 300 км (да, встречал и такие) и >2500 не берем. Для примера возьмем 1500. После этой цифры цепь убивает кассету очень сильно, поэтому поездив с изношенной цепью крайне желательно менять кассету. Т.к. поставив новую цепь на старую кассету, мы рискуем начать портить ее (цепь) с самого начала, значительно уменьшая ресурс пары. Износ звезд не видно (за исключением "акульих зубов", котгда трансмиссию вкруг надо уже менять). Плавность износа тоже уберем и разделим пробег, допустим, на три отрезка, по 500км. Если цепь одна, то на первых 500км она изнашивает кассету незначительно, следующие 500 - немного, а последние 500 - "подъедает". Оговорюсь, это достаточно условно, не будем лезть в дебри графиков, главное смысл. Так вот, имея три цепи, мы можем проехать те же 1500км, на трех отрезках "незначительно", потом на трех отрезках "немного" и еще три "подъедает". Т.е. первая цепь прошла 500, затем ставим вторую еще на 500, затем третья еще на 500. Т.е. мы проехали 1500 км. На практически ездим на новых цепях и наша кассета не сталкивалась с сильно изношенной цепью как в случае с одной цепью. Потом пошел второй круг, от 500 до 100 км. Потом третий. Суммарный пробег на одной кассете увеличивается. Потом можем смело менять кассету, цепи и по новой. Таким образом километр пробега будет стоить дешевле. Кассета проживет раза в 2-3 км пробега дольше, imho.
Насчет системы гораздо сложнее. Износ зубьев не замерить и тут либо полагаться на глаз, либо пробег, либо финансовые возможности. Думаю, 2-3 замены кассеты система должна переживать свободно. Конечно, система со сменными звездами предпочтительнее, но дороже. Алюминиевые звезды быстрее изнашиваются, следить надо.
Вот, в общих чертах зачем это надо.
ps: подробнее и с картинками - гуглите.
ps2: мнений очень много и у каждого оно свое, нужно копить свой опыт исходя из своих условий катания и личных предпочтений.
ps3: все это в общих чертах для 6-10ск. цепей. Если надо знать по конкретной цепи, то это надо брать конкретную цепь и проводить испытания с этой конкретной цепью. Кто это будет делать? В инете вроде встречались отчеты об этом. Можно поискать тех, кто проехал несколько тысяч км на одной цепи, потом несколько тысяч на другой. Вот примерное субъективное мнение будет. Но я лично думаю, что если провести два испытания с двумя одинаковыми цепями, то результаты все равно будут разные. Уж очень много факторов. Поэтому проще полагаться на маркировки производителей. Например, HG лучше UG, Компаньоло воообще супер и тд. И, кстати, правильное обслуживание больше влияет на ресурс и надежность цепи, чем ее "крутость" (исключая совсем крайние варианты, конечно).
ps4: езжу на KMC. С моими мизерными пробегами минусов не встречал.
ps5: хотел парой предложений ответить, расписался чего-то...